Сделано в Карелии, продано где угодно

Руководитель регионального Минэка объясняет, как спортивные мероприятия влияют на продажи чая и почему сообща завоевывать потребителя легче, чем поодиночке. Новый выпуск рубрики «Экономика с Евгением Жирнелем» - о бренде «Сделано в Карелии».

— Тема поддержки местных производителей достаточно широка. Это в первую очередь касается поддержки предпринимательства в целом – обеспечение доступа к земельным ресурсам, снижение налогового бремени и прочее. Мы сейчас будем говорить о продвижении.

Важно понимать, что сегодня в экономике продать зачастую гораздо важнее, чем произвести. А мы всё чаще стали говорить о том, что продукция местных фирм неконкурентоспособна. Это вопрос себестоимости. Не будем далеко ходить за примерами: вырастить что-то в Карелии гораздо сложнее и дороже, чем в Краснодарском крае. Разница в цене такая, что на ее фоне меркнут затраты на логистику. И список таких примеров можно продолжать.

Что делать в такой ситуации? Заинтересовывать потребителя чем-то, кроме низкой цены. Мы должны обосновать высокую цену какими-то качествами продукта.

Например, мы говорим, что Карелия – северный край с благоприятной экологической обстановкой, и наша продукция безопасна, полезна и т. п. Крупные производители давно освоили эти методы – все мы знаем марку, чьи телефоны стоят в разы дороже аналогов от других фирм. И мы должны создать такой продукт, в цене которого будет эта надбавка.

Способы разные, вплоть до грамотной упаковки. Люди сегодня не хотят покупать грязную картошку, они выбирают чистую. Сегодня много где занимаются иван-чаем, и не только в Карелии, но практика показывает, что продаваемость сильно зависит от подачи: ручной сбор и так далее.

И здесь мы понимаем, что Карелия имеет множество преимуществ, которые мы можем использовать в маркетинговой составляющей. Но мы понимаем также, что не всегда мелкий производитель может вложиться в маркетинг, создание бренда своей продукции. Не все это умеют делать, не все понимают принципы, не у всех есть деньги.

В соседней Финляндии есть опыт, когда предпринимателей, живущих на какой-то территории, объединяют и начинают их совместно продвигать. Нескольких тысяч евро у человека на продвижение нет, а вот несколько сотен, пожалуй, найдется. Для них делают логотип, слоган, организуют какое-то событие, чтобы привлечь потребителей.

Та же самая логика – в идее бренда «Сделано в Карелии». Сейчас мы объявили конкурс на создание логотипа, причем не среди профессиональных дизайнеров, а среди детей и подростков. Логотип должен ассоциироваться с Карелией и должен служить маркером, обозначать товар.

Использовать это знак смогут местные производители, причем абсолютно бесплатно. Правда, придется соответствовать определенным критериям.

— Насколько я понимаю, бренд – это не только картинка. Это же идеология в первую очередь. Вы не рискуете, привлекая детей к такому серьезному делу?

— Рискуем, но риски есть и при привлечении профессионалов.

— Какие есть идеи по наполнению этого бренда смыслом? Существует ли уже концепция?

— Мол личное мнение таково: эту тему должен продвигать бизнес. Грубо говоря, бренд-то мы создадим, но он будет означать только одно: эта продукция – из Карелии. А дальше задача, например форелевода, – объяснить, почему карельская форель – самая лучшая в мире.

Доказывать нужно качеством продукции, и делать это должны предприниматели. Бренд «Сделано в Германии» не появился росчерком пера, его ковали немецкие производители.

— Какие товары могут продаваться под брендом «Сделано в Карелии»?

— Реестр компаний, которые получат право использовать бренд, будут вести три министерства: Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкультуры. Главный критерий – конечно, это должно быть местное производство, а продукция должна соответствовать всем требованиям.

— Есть уже предприятия, высказавшие желание получить этот бренд?

— Да, к нам выходили с предложениями несколько компаний, в основном производители пищевой продукции.

— У нас же был опыт очень удачного коммерческого брендирования: карельский бальзам. Без него из Карелии туристы не уезжали…

— Сейчас та же история с шунгитом. Его везут рюкзаками, не всегда понимая, что потом с ним делать.

Это истории, внушающие большой оптимизм. Вообще, имеет смысл провести ревизию карельских товарных брендов и попытаться их возродить. Это простой путь: легче перезапустить бренд, чем создавать с нуля.

Повторюсь: нам сложно конкурировать в цене, значит, нужно создавать инструменты неценовой конкуренции, которые позволят продвигать нашу продукцию. Я приведу один простой пример.

Сегодня рынок событийного туризма очень активно развивается не только в стране, но в мире. До своего прихода в министерство я занимался организацией полумарафона «Карьяла». Но я понимал, что подобных мероприятий в России масса. И мы должны предложить что-то уникальное. Мы разработали фирменный стиль, посмотрели на специфику Пряжинского района и в итоге создали полумарафон с карельским колоритом, где каждый участник на финише получает калитку, где дают медали из шунгита на ленте от «Карельских узоров», где пьют специально разработанный карельский чай. Мы подтянули предпринимателей, и спрос на их продукцию был очень высоким: людям же надо что-то увезти домой. И там были не только сувениры, там был и местный сыр, и косметика.

Представьте – просто так взять и заманить в Пряжу тысячу покупателей из других регионов. Абсурд! Но когда мы создаем какую-то историю, она работает.