Представители АСИ: предприниматели Карелии сформируют проекты развития республики

Какие из проектов, которые реализуются в Карелии, взяли себе на заметку федеральные эксперты? И о чем шла речь на встрече с представителями бизнес-сообщества нашего региона? Подводим итоги визита в республику представителей Агентства стратегических инициатив.

Накануне в Петрозаводске в течение всего дня работала группа руководителей и экспертов АСИ. Агентство стратегических инициатив – автономная некоммерческая организация, созданная правительством России в 2011 году. Среди основных ее задач – продвижение приоритетных проектов в экономике и социальной сфере и помощь во внедрении лучших управленческих практик. Наблюдательный совет агентства возглавляет президент РФ Владимир Путин.

Для Карелии задача переформатировать структуру управления прежде всего в органах госвласти сейчас самая актуальная. Представители АСИ не скрывали, что приехали по приглашению Александра Худилайнена. Напомним, что после жесткой реакции президента на то, что Карелия не смогла выполнить обязательства по программе расселения аварийного жилья, глава республики отправил региональное правительство в отставку. Всех, в полном составе, то есть в том числе тех руководителей, которые к организации работ по программе отношения не имели. Почему?

Собственно, последующие действия, а именно приглашение представителей АСИ посетить Карелию, дают ответ на этот вопрос. Ситуация с расселением аварийного жилья вскрыла, что в исполнительной власти накопились серьезные системные проблемы, и решать их нужно срочно. Простая замена одного чиновника на другого ничего не даст. Это уже было сделано в конце ноября прошлого года: тогда сменился министр строительства республики.

Назначенный на эту должность Дмитрий Матвиец, кстати, практически сразу же открыто заявил, что программа расселения аварийного жилфонда под угрозой срыва, что два из трех подрядчиков не выполняют свои обязательства, но не только. Тогда же Дмитрий Матвиец говорил и о том, что изначально были серьезные проколы на уровне муниципалитетов, когда для строительства домов предоставлялись зачастую малопригодные участки, финансовые и временные затраты на их подготовку под строительство возрастали многократно…

Глава Карелии жестко и не раз предупреждал всех, кто ответственен за выполнение программы: все силы сейчас должны быть направлены на то, чтобы наверстать упущенное в 2015 году и выполнить обязательства 2016 года. Но… Не далее как вчера на заседании регионального правительства, в котором, кстати, приняли участие представители АСИ, выявилась та же самая проблема. Выяснилось, что огромное количество участвующих в программе муниципалитетов так до сих пор и не предоставили сведений, какие участки они готовы выделить под строительство домов по третьему этапу программы. То есть опять, получается, есть риск повторения ситуации, когда, по словам Александра Худилайнена, выбираются участки либо на болоте, либо вдали от всех коммуникаций? Глава Карелии потребовал, чтобы в течение ближайших дней муниципалитеты подготовили подробные сведения о землях, которые планируется использовать под строительство. Учитывая, что расселение аварийного жилья сейчас на строгом контроле, думается, эта проблема будет оперативно решена. Однако это фактически работа в режиме ручного управления. И при нынешней структуре взаимодействия республиканской власти, подрядчиков, местного самоуправления никто не может гарантировать, что такие проколы не будут повторяться вновь и вновь.

Между тем расселение аварийного жилья – это далеко не единственная масштабная госпрограмма, которая реализуется в республике. И по другим программам тоже возникают проблемы, пусть и не так остро, как с расселением. То есть главный вопрос: что делать? Как перезагрузить структуру управления так, чтобы важнейшие социальные программы не буксовали?

Проектное управление вместо «вертикали»

По мнению представителей АСИ, расселение аварийного жилья – типичный пример программы, при выполнении которой есть смысл применить проектное управление. Если вкратце, то это управление в таких условиях, когда требуется постоянное руководство при строгом ограничении по затратам, срокам работ и жестком соблюдении качества, поясняет руководитель представительства АСИ в Северо-Западном округе Игорь Девятко. Сложность в том, что в такие программы вовлечено множество участников: различные подразделения исполнительной власти региона, бизнес, муниципалитеты, контрольно-надзорные органы и т.д.

АСИ и бизнес-сообщество Карелии

АСИ и бизнес-сообщество Карелии. Фото: Николай Смирнов

Методы проектного управления позволяют выстроить между всеми участниками связи не только «по вертикали». И наладить взаимодействие так,  чтобы каждый из них работал на выполнение не только своих локальных задач, но общей цели проекта. В данном случае, если говорить простым языком, она такова: чтобы люди в обещанный срок смогли получить ключи от новых квартир и переехать в современное качественное жилье. Если взаимодействие выстроено не будет, продолжится то, что происходит сейчас. Муниципалитеты останутся один на один со своей проблемой по подготовке земельных участков, подрядчики будут пенять муниципалам… И все вместе станут оправдываться, почему получилось так, как получилось.

Еще более очевидный пример того, насколько неэффективны выстроенные исключительно по вертикали связи между различными уровнями власти и бизнесом, привела на встрече с представителями АСИ уполномоченный по правам предпринимателей  в Карелии Елена Гнетова.

— Одно ведомство выдает гранты на поддержку местных сельхозпроизводителей, а другое уничтожает нестационарную торговлю, а еще одно закрывает мелкорозничные магазины, не дает землю для того, чтобы здесь были эти нестационарные объекты, — заявила бизнес-омбудсмен.

Сами представители бизнес-сообщества высказывались на встрече еще более эмоционально. По мнению члена совета Торгово-промышленной палаты Карелии Андрея Громового, министерства не способны стратегически смотреть вперед, понимать, что будет через год, через три. Предприниматели выходят с инициативами, прогнозируя те или иные изменения, которые скажутся на деловом климате, а чиновники сомневаются: может быть, ничего и не произойдет…

Известный предприниматель Вадим Маркелов о барьерах и трудностях, с которыми в реальности сталкивается отечественный бизнес, выразился и вовсе очень образно:

— Вы похожи на людей, которые говорят: давайте плывите в серной кислоте с этими 30-килограмовыми гирями. Мы будем вами руководить, мы будем вами командовать, мы сделаем вам проект, вы только быстрее перебирайте руками. Мы готовы, но кто гири отвязывать будет? – обратился предприниматель к представителям АСИ.

Лучший опыт – для Карелии

Эксперты агентства заверяют, что ни руководить, ни командовать, ни что-либо навязывать карельскому бизнесу или республиканской власти они не собираются.

— Речь не о том, что приехали специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, поставили какие-то цели и говорят: теперь давайте достигать. Наша задача была — именно обсудить имеющиеся проблемы, поскольку у каждого региона есть своя специфика, — пояснил Игорь Девятко.

Исходя из этой специфики, представители агентства как раз и предлагают региональной власти, бизнесу и науке проанализировать, какие из наработанных в других регионах управленческих практик и инструментов взаимодействия можно было бы применить в Карелии. Неслучайно в состав делегации АСИ вошел, например, Андрей Бадин – один из лучших специалистов в стране по проектному управлению, участвовавший в реализации такой масштабной программы, как подготовка инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи. И первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ольга Павлова – этот регион уже пять лет успешно использует проектное управление в структуре госвласти.

Эксперты готовы делиться с Карелией своим опытом, в то же время, отмечают представители АСИ, в нашей республике есть начинания, которые могут быть интересны другим регионам. Например, по мнению Игоря Девятко, в Карелии с применением элементов проектного управления реализуется реконструкция аэропорта «Петрозаводск». Или стартовавшая в 2014 году программа поддержки местных инициатив, в которой участвует и республиканская власть, и муниципальная, и бизнес, и сами жители. Результат – в городах и поселениях республики по этой программе строятся и ремонтируются десятки социальных, инфраструктурных объектов.

— Сегодня мы скорее говорим о внедрении более системного подхода к тому, что уже знакомо и применимо в республике, — добавляет Игорь Девятко.

Встреча с бизнес-сообществом республики, говорят представители АСИ, в целом была очень интересной – именно потому, что предприниматели резко и откровенно высказывались о проблемах.

— Главное, что по итогам встречи мы нашли понимание, какие проекты можно запускать в рамках проектного управления: в частности, все, что связано с ветхим жильем, поддержкой местных товаропроизводителей, — сказал руководитель управления регионального развития и международных отношений АСИ Рустэм Давлетов.

Проектный офис продолжит уже начатую работу по снижению административных барьеров в рамках проекта АСИ «Национальный рейтинг инвестклимата», который напрямую направлен на улучшение инвестиционного климата в регионах и взаимодействия власти и бизнеса. Как пояснили представители агентства, состоявшиеся встречи – это только первый шаг. В течение ближайшего времени будут организованы дискуссионные площадки с участием бизнес-сообщества в Петрозаводске и районах республики, координировать эту работу будет представитель АСИ в Карелии, директор Института экономики Карельского научного центра РАН Юрий Савельев. По их итогам будут сформированы предложения для исполнительной власти региона, в том числе по списку приоритетных проектов, к которым можно применить новые управленческие методики. Причем работа эта будет вестись одновременно с внедрением элементов проектного управления в государственных структурах региона.