Олонецкие общинники

Их можно пересчитать по пальцам. Живут, хлеб жуют, не тужат, друг с дружкой дружат. Выращивают и продают овощи, держат коров и птицу.

Живут они настоящей общиной: вместе чинят технику, делятся тракторами и прицепами, помогают друг другу в поле. Девять человек несколько лет назад зарегистрировали в деревне Верховье Олонецкого района несколько хозяйств, выращивают капусту, морковку, огурцы, картошку и свеклу, а потом продают. Тем и живут. В официальных отчетах минсельхоза их называют фермерами, хотя сами они говорят, что живут в сельскохозяйственной общине.


Ирина Шалак с мужем занимается индивидуальной деятельностью уже 15 лет. У обоих профессиональное образование, раньше работали в совхозе «Аграрный». Ирина ведет всю бухгалтерию, говорит, что если в прошлом году цена на их картошку была 10 рублей — оптовая, то в этом году постоянный перекупщик принимает по 8 рублей, а выгода начинается с 13 рублей. Своих точек продажи ни в Петрозаводске ни в Олонце нет — их просто не потянуть.

Ирина Шалык

Фото: Николай Смирнов

Выручают сельскохозяйственные ярмарки выходного дня в столице Карелии, когда получается продать овощи сразу тоннами. Да и год на год урожай бывает разный, Карелия — зона рискованного земледелия: в одном кармане капуста, а в другом — пусто. Кстати, с реализацией капусты проблем нет — в республике сегодня ее выращивают лишь три хозяйства.

— Семена моркови свеклы и капусты у нас только голландские. Цены растут на все. В конечном счете может в этом году получиться так, что и в убытке останемся. Но судить пока трудно — урожай весь еще в поле.

Ирина рассказала и о помощи государства: ежегодно можно подавать на гранты — это хороший стартовый капитал (полтора миллиона), можно купить технику. Хотя сегодня цена у этих денег уже другая: три года назад можно было много чего купить, а сейчас разве что на косилку хватит. Бюджет также субсидирует проценты по кредитам. Например, было время, «Россельхозбанк» давал кредит фермерам под 11%, а по специальной программе государство покрывало проценты по ставке рефинансирования — 8 %. Возмещают расходы на покупку семян и минеральных удобрений.

Ферма в Верховье

Фото: Николай Смирнов

— Самая главная проблема фермеров — конкуренция. Со свободным рынком не поспоришь, мы не можем конкурировать с сетевиками. При продаже мы не защищены.

Но крестьяне строят планы на будущее — впереди строительство собственного хранилища, а пока помещения арендуют у местного совхоза. По статистике республиканского минсельхоза, доля фермеров, например, по объемам выращивания картофеля в Карелии — 4,1 процента, остальное выращивают жители на приусадебных участках. Люди на селе делятся на тех, кто ходит к сетевикам и на тех, кто уважает свое, и у таких есть подсобное хозяйство.

Это, собственно, обычные деревенские семьи, которые держат какую-то живность — бычков, коров, кур. Себя содержат и излишки продают. Семья Мининых из деревни Путилица имеет более десятка бычков и не раз побеждала в конкурсе лучших подсобных хозяйства Карелии.

Подсобное хозяйство Мининых

Фото: Николай Смирнов

Хозяйка Елена рассказывает, что к работе привыкли все, и три дочки очень помогают. В хозяйстве есть и утки и гуси, их привезли от родственников из Брянской области, остались очень довольны — не у каждого есть эти неугомонные птицы, а для девочек настоящее развлечение: можно поиграть с птенцами, покормить их, удовольствие и побегать от гусей, которые, если их разозлить, очень любят щипаться.

— Бизнесом это не назвать, все, как говорится, для себя любимой, — улыбается Елена Минина.

Еще одно подсобное хозяйство в деревне Рыпушкалица. Александр Волков с женой Анной уже на пенсии, держат четырех коров, которые дают 100 литров молока в день. Хозяева делают собственное масло и творог, продают жителям Олонца — постоянным покупателям. Анна рассказала, что секрет масла узнала из журнала «Приусадебное хозяйство» много лет назад.

https://eb.utuoy/VbtQJc51Em0

Александр рассказал, что в округе мало кто держит живность: соседи говорят, что и в магазине всё можно купить. Но в магазине разве нормальная картошка есть?

— Да ну его, магазин! Свое-то куда приятнее. Вот картошечка у меня разваристая, вкусная, да с маслицем ее как навернешь — не оттащить от тарелки!