Обучаемся и пашем

Новый выпуск «Экономики с Евгением Жирнелем» – об образовании. Благосостояние республики зависит от профессионализма работающих людей, но учебные заведения не всегда готовят нужных специалистов, а перспективные выпускники часто норовят сменить место жительства. Изменить ситуацию может слияние науки и бизнеса, уверен руководитель карельского Минэка.

– Когда мы определяем перспективы тех или иных отраслей в экономике, мы должны опираться на реальные возможности. И образование – один из важных факторов. Нельзя развивать, например, отрасль IT, не имея в регионе центра, который бы генерировал кадры и инновации.

Основная проблема – в том, что выпускники наших учебных заведений, не найдя работы в регионе, уезжают за его пределы. Причем нужно признаться, что очень часто уезжают самые подготовленные и самые лучшие. С другой стороны, на каждом предприятии, куда я приходил, я слышал жалобы о нехватке специалистов. Мне сложно привести пример компании, у которой нет такой проблемы.

– Это замкнутый круг: почему одни не находят работу, а другие – работников?

– Рынок труда – это в первую очередь рынок. Любой работодатель хочет получить высококлассного специалиста за небольшую зарплату, при этом большинство людей, наоборот, мечтают о больших деньгах при минимуме усилий.

Кроме того, структура экономики не всегда соответствует ожиданиям выпускников. Человек получил образование, но вакансий для него нет. И наоборот: предприниматель хочет нанять подготовленного сотрудника, который сможет тут же приступить к своим обязанностям, а таких выпускников днем с огнем поискать.

Это проблема не только нынешнего времени и далеко не только Карелии. Мне однажды попалась в руки книга, автор которой рассуждал о том, что наше образование не соответствует потребностям предприятий. Что очень высока доля выпускников, которые не имеют должной подготовки. Было написано, что наше образование не поспевает за изменениями, что у студентов нет возможности получать практические навыки во время учебы и так далее. Каково же было мое удивление, когда я увидел выходные данные этой книги: она была опубликована в семидесятые годы прошлого века.

Я сделал вывод, что проблема эта если не вечная, то очень старая как минимум. Казалось бы, в условиях плановой экономики она должна была решаться проще, но анекдоты из серии «забудьте всё, чему вас учили в вузе», они ведь не вчера появились. Очевидно, есть некая фундаментальная проблема нашего образования.

– Ее возможно решить?

– Вы помните, я рассказывал про китайский опыт? Там при университетах организованы предприятия, где студенты проходят весь производственный цикл – от исследования до выпуска готового товара. Мы уже идем по этому пути – например, в ПетрГУ есть инновационные компании.

В нашей прошлой беседе я говорил о внедрении инвестиционного стандарта, один из его пунктов – подготовка в регионе кадров, соответствующих потребностям экономики и реализуемых инвестиционных проектов. Это межведомственный вопрос, мы обсуждали его с Министерством образования, а университет занимается разработкой прогноза потребности кадров.

– Тезис о том, что региону не хватает рабочих рук, – это общее место, обсуждаемое уже много лет. Но вот вопрос: за эти годы появились ли новые учебные заведения в республике, открылись ли новые специальности в техникумах и колледжах?

– В рамках внедрения инвестиционного стандарта образовательные программы корректируются в зависимости от нужд экономики. Это существующая в Карелии практика. Очевидно, что спрос на технические специальности за последнее десятилетие вырос. Однако никто не хочет работать на допотопном предприятии, на старом оборудовании и с низкой зарплатой.

– Но ведь общеизвестно, что представители многих рабочих специальностей зарабатывают больше «офисного планктона». Это должно привлекать абитуриентов, разве нет?

– Во-первых, это касается далеко не всех профессий. Во-вторых, хорошо платят высококлассным специалистам, а их-то не так много. Мой отец-сварщик, чтобы получить высшую квалификацию, проработал всю жизнь.

Хороший вариант развития событий – взаимодействие работодателя и учебного заведения. Самый близкий для меня пример: мы сейчас договариваемся с ПетрГУ, чтобы их студенты-экономисты проходили практику в министерстве, писали у нас дипломные работы. Понятно, что не все захотят выбрать карьеру госслужащего, но если кто-то захочет у нас трудиться, он будет более подготовлен.

Этим же инструментом должны пользоваться прочие работодатели. Нужно вести перспективных студентов, привлекать их. Я точно знаю, что зарубежные компании поддерживают некоторых петрозаводских студентов, выплачивают им стипендии – понятно для чего. Это должны делать мы!

– Этим кто-то в Карелии занимается? Несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, есть же у нас и крупные, стабильные предприятия, которые, наверное, хотят  привлекать умную, компетентную молодежь.

– А крупным и стабильным предприятиям в принципе проще искать сотрудников – люди к ним сами идут.

Речь ведь идет еще и о том, чтобы бизнес включался в образовательный процесс, например, участвовал в разработке учебной программы. Для примера – буквально на прошлой неделе я был на одном из наших малых предприятий, работающих в сфере энергосбережения. Они вышли на университет с инициативой о сотрудничестве, о реализации совместных проектов. Еще примеры – совместный с ОТЗ инжиниринговый центр, сотрудничество ПетрГУ и торгового дома «Ярмарка».

Университет сегодня – не просто образовательная площадка, там концентрируются инновационные компании. И наоборот: многие крупные компании, особенно за рубежом, занимаются исследованиями не меньше и не хуже научных центров. Стираются границы между бизнесом и наукой. За этим будущее. Есть глобальны тренды, и мы, пусть с отставанием, но следуем их логике.