Продолжение. Начало здесь.
— Дмитрий Андреевич, одновременно с работой над актуализацией ФЦП правительство Карелии предприняло серьезные шаги по развитию экономики республики. В 2017-2018 годах по инициативе главы региона и экономического блока были приняты беспрецедентные для республики изменения в законодательстве. Появились новые налоговые льготы, новые виды субсидий. Можно ли уже сейчас оценить эффективность этих мер?
— Конечно, говорить о кардинальных, прорывных изменениях в экономике Карелии пока рано. Но мы уже сейчас видим положительную динамику практически по всем экономическим показателям. С начала года сохраняется тенденция роста объема инвестиций в основной капитал, увеличение – на 12% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. На 40% сократилось количество убыточных организаций, фиксируется рост организаций, работающих с прибылью.
Это, безусловно, результат предпринятого комплекса мер, среди них снижение налоговой нагрузки, налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей по большому спектру видов экономической деятельности, снижение тарифов на электроэнергию в первом квартале этого года. Большую работу мы провели с органами местного самоуправления, сформировали перечень обеспеченных инфраструктурой земельных участков для размещения инвесторами новых производств.
Как вы уже отметили, появились и новые субсидии для малого и среднего бизнеса. И мы видим, что это решение нашло большой отклик у предпринимателей. Сейчас проходит второй, завершающий, этап конкурса, ранее субсидии уже получили ряд карельских компаний и предприятий. Таким образом, уже в ближайшее время мы распределим все 23 миллиона рублей, предусмотренные в этом году на поддержку малого и среднего бизнеса.
Анализируя востребованность разных видов субсидий, мы понимаем, что сегодня особенно нужно бизнесу. Самыми востребованными и, я бы даже сказал вызвавшими ажиотаж у предпринимателей, стали субсидии на компенсацию части затрат по строительству гостевых домов и затрат на приобретение оборудования. Поэтому в 2019 году мы обязательно увеличим финансирование на эти цели.
— А как обстоит ситуация с кредитами для малого и среднего предпринимательства?
— Благодаря плотной работе с федеральным центром нам удалось добиться, чтобы республике значительно увеличили федеральную поддержку на микрокредитование малого и среднего бизнеса. Напомню, что в Карелии действует Фонд по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства. Это очень востребованный среди предпринимателей механизм. На 2019 год Минфин России зарезервировал для нашей карельской микрокредитной организации дополнительно 100 миллионов рублей.
Таким образом, на эту сумму мы сможем предоставить предпринимателям кредиты по рекордно низким ставкам: 9,6% и 6,5%. Особые условия предусмотрены для малого и среднего бизнеса, который реализует инвестиционные проекты в моногородах.
Увеличена и федеральная субсидия на развитие бизнеса в муниципальных образованиях, в том числе монопрофильных. Дополнительно 80 миллионов рублей будут доведены до муниципалитетов, и они смогут распределить их в рамках своих программ по поддержке МСП: на гранты начинающим предпринимателям, компенсации процентов по кредитам, затрат на приобретение оборудования.
— Новые меры господдержки появились и для крупного бизнеса, не так ли?
— Да, мы внесли изменения в республиканский закон о господдержке инвестиционной деятельности. Они касаются мер поддержки крупных инвестпроектов с объемом финансирования более 300 миллионов рублей. Во-первых, введены субсидии для компенсации части затрат на приобретение оборудования. Во-вторых, появилась такая беспрецедентная для России мера поддержки, как субсидии на частичное возмещение затрат инвесторов при строительстве (реконструкции), приобретении производственных зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Эти меры поддержки распространяются на инвестпроекты в сфере производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, производства спортивных товаров и фармацевтической промышленности.
Данные три направления нами были выбраны, разумеется, не случайно. Сейчас мы ведем очень активные переговоры с инвесторами, которые рассматривают возможность локализовать свое производство в Карелии именно в этих отраслях.
— Среди них, очевидно, компания «Амкодор», которая планирует возродить производство лесозаготовительной техники на площадке бывшего ОТЗ?
— С компанией «Амкодор» мы работаем очень плотно. Потенциальный инвестор уже зарегистрировал на территории Карелии юридическое лицо, «Амкодор-Онего», открыты расчетные счета в банке. Сейчас компания ждет, когда будет выставлен на реализацию имущественный комплекс второй площадки ОТЗ. По нашим данным, это должно произойти до конца года. В таком случае в будущем году новый собственник уже сможет начать реконструкцию площадки и создание предприятия.
— Что сейчас происходит на площадке промышленного парка «Надвоицы»?
— Первый резидент промпарка, «Спецкрой», уже начал строительство предприятия по пошиву спецодежды. Недавно мы побывали там и убедились: работы идут, готовится основание под фундамент. До конца текущего года «Спецкрой» планирует завершить строительство, поставить оборудование и начать производство.
Второй резидент, «Меткомпарк», проводит работы по отсыпке земельного участка под строительство предприятия по выпуску металлопрофиля. Завершены переговоры и с третьим инвестором, он намерен создать производство строительных материалов из бетона.
— Но почему потребовалось так много времени, чтобы найти инвесторов?
— Напомню, все инвесторы, которые вроде бы изъявляли свою готовность открыть производство в промпарке при начале его строительства в 2014 году, от своих планов впоследствии отказались. Если честно, то у меня вообще возникает вопрос, а были ли эти инвесторы в реальности? Или всё опять же существовало только на бумаге? Поэтому новой команде в правительстве Карелии пришлось искать новых потенциальных резидентов. И эта работа не прекращалась ни на минуту.
При этом республика приняла в собственность промплощадку только в первом квартале этого года. До этого на ней всё еще велись работы, в том числе в рамках гарантийных обязательств. Мы не могли завести инвесторов на объект, строительство которого не было завершено и который республике не принадлежал. Как только работы были окончены и промпарк был передан, мы провели процедуру закрепления площадки за управляющей компанией (она также длилась около месяца). Как только управляющая компания получила площадку в пользование, она сразу же заключила первые договоры с двумя резидентами. Так что поиск реальных, подчеркиваю, инвесторов был проведен нами в достаточно сжатые сроки.
— Строительство нового рыбоперерабатывающего предприятия, насколько известно, началось и в Кондопоге, которая получила статус территории опережающего социально-экономического развития?
— Да, сегодня в ТОСЭР «Кондопога» уже есть первые официально зарегистрированные резиденты. ООО «Рыботорговая сеть» и ООО «Группа «Баренц» приступили к реализации крупного проекта. Здесь строится завод большой мощности по переработке трески, пикши и иных видов рыб. Также подчеркну: это не намерения на бумаге, строительство уже идет. Республика за счет федеральных средств планирует построить к этому объекту инфраструктуру – дорогу, очистные сооружения. Соответствующую заявку мы в начале ноября направим в Фонд развития моногородов, и у нас есть все шансы эти средства получить.
Также правительством России рассматривается вопрос о создании ТОСЭР в Костомукше. Надеемся, решение будет положительное, потому что заинтересованность бизнеса в создании производств на льготных условиях на этой территории есть.
— Каковы перспективы создания особой экономической зоны в Вяртсиля?
— Над этим вопросом мы тоже работаем настойчиво и очень серьезно. Ведем переговоры в том числе с возможными инвесторами из Финляндии. Но надо понимать, что создание ОЭЗ – процесс не быстрый, к нему надо подходить с головой. В первую очередь нам необходимо определиться с земельным участком, провести все необходимые исследования. Мы не можем предложить потенциальным инвесторам строить предприятия на скалах и болотах, там, где нет ни электросетей, ни водоснабжения. Сейчас мы уже подсчитали, сколько будет стоить подведение инфраструктуры. Создание ОЭЗ отражено в концепции социально-экономического развития Карелии. Это одно из важных условий для оформления заявки, которую мы планируем в следующем году направить в Минэкономразвития России.
— Какие еще крупные инвестиционные проекты на территории Карелии планируются или реализуются уже сейчас?
— Например, проект по строительству сети ветроэлектростанций с китайскими партнерами. Это абсолютно четкие, выполнимые планы. Есть дорожная карта, согласованная тремя сторонами: дочерней компанией госкорпорации «Росатом» АО «НоваВинд», Корпорацией инвестиций и развития провинции Фуцзянь и правительством Республики Карелия. В этой дорожной карте определены все подготовительные этапы, мы действуем в рамках договоренностей.
Если говорить о реализуемых крупных проектах, то активно идет строительство Белопорожских ГЭС (также при участии партнеров из Китая – прим. ред.) Большие инвестиционные программы по модернизации производства выполняют крупнейшие промышленные предприятия: Сегежский ЦБК, ДОК «Калевала», филиал «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш».
Мы находимся в постоянном контакте с руководством флагманов нашей промышленности. Сейчас планируем предоставить дополнительную лесосеку Сегежскому ЦБК под их программу развития. Будем работать и над обеспечением сырьем других производств, в том числе ООО «РК-Гранд», которое сейчас планирует запустить дополнительные мощности на Питкярантском целлюлозном заводе. Речь идет о модернизации варочного цеха, благодаря которой проектная мощность завода увеличится на 30-35%.
Таким образом, все крупные инвестиционные проекты у нас на особом контроле, всем серьезным инвесторам мы оказываем и продолжим оказывать всю возможную помощь и содействие. Мы начинали нашу беседу с федеральной целевой программы развития Карелии. В первоначальной своей редакции она как раз в большей степени была ориентирована на создание условий для развития крупных промышленных производств в республике. Но сейчас мы достаточно успешно справляемся с этим самостоятельно, расширяя меры господдержки на уровне республике, снижая тарифы на электроэнергию, активно взаимодействуя с бизнесом.
Отмечу, что с развитием промышленности и экономики региона у нас появятся собственные средства и на развитие социальной инфраструктуры. Мы уже видим улучшение финансовой ситуации в республике. По итогам девяти месяцев доходы республиканского бюджета выросли на 25% к уровню прошлого года.