Миллиардный рынок туризма: Северо-Запад учат зарабатывать на достопримечательностях

Туризм приносит Карелии и соседним регионам все больше денег. А может стать одной из основных отраслей экономики, уверены специалисты «Стратегического партнерства «Северо-Запад». Для этого необходимо эффективное сотрудничество государства и бизнеса и, конечно, развитая инфраструктура: дороги, гостиницы, аэропорты.

Реставрация Преображенской церкви. Фото: Музей Кижи/Игорь Георгиевский

Реставрация Преображенской церкви. Фото: Музей Кижи/Игорь Георгиевский

Министерство экономического развития России оценивает рынок туризма в стране в сто миллиардов долларов. Чтобы достичь таких доходов, необходимо перенастроить отношения бизнеса и государства. Так считают специалисты автономной некоммерческой организации «Стратегическое партнерство «Северо-Запад». Для более точной настройки взаимодействия предпринимателей и чиновников в Петрозаводск привезли обучающий семинар «Лучшие практики и механизмы государственно-частного партнерства на территории Северо-Западного федерального округа». Вместе со специалистами некоммерческой организации приехали представители восьми регинов СЗФО — все, кроме Коми и Калининграда.

По глубокому убеждению руководства стратегического партнерства «Северо-Запад», система государственного заказа должна уйти в прошлое. И в туризме в первую очередь. На ее место должны прийти механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) — долгосрочные концессионные соглашения между бизнесом и властью, содержащие преференции для предпринимательства и включающие обязательства для обеих сторон. Пока таких соглашений в стране совсем мало.

— Реально на Северо-Западе таких проектов, наверное, всего два в сфере туризма и культуры — в Санкт-Петербурге, — рассказал руководитель рабочей группы по ГЧП при АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Денис Качкин. — Это два гостиничных проекта, которые были заключены в форме концессионного соглашения. В остальных регионах это реализуется пока таким устаревшим, знаете, дедовским способом, когда стороны о чем-то договариваются формально, понятийно, а дальше каждая сторона действует сама по себе. И вопросы налоговых льгот, льгот по арендной плате, каких-то привилегий для инвесторов остаются немножко за рамками. И в итоге бизнес не может получить никаких компенсаций, возмещений.

Денис Качкин

Денис Качкин. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

То есть концессионный договор государственно-частного партнерства подразумевает, что инвестор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) получает возможность использовать государственное имущество и получать с него доход. Взамен он обязуется либо создать такое имущество (например, проложить дорогу), либо реконструировать бесплатно или за определенную плату со стороны государства.

Интересно, что в России первое концессионное соглашение было заключено только в 2016 году между муниципалитетом Наро-Фоминска и ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве новой трассы с мостом и путепроводом. Об этом пишет портал «Советник.Гуру».

Цель двухдневного семинара, по словам Дениса Качкина, — научить внедрять эти концессионные механизмы в регионах СЗФО.

— Практика государственно-частного партнерства доказала свою эффективность на ярких примерах, таких как Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и реконструкция аэропорта Пулково, — заявил главный федеральный инспектор по Карелии Иван Сивин.

Иван Сивин

Иван Сивин. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Он отметил, что привел примеры грандиозных строек, однако туризм тем выгодно и отличается от других сфер деятельности, что в нем успешно развивается малый и средний бизнес. Что невозможно, скажем, в случае автомобильной промышленности или реконструкции аэропорта. В свою очередь, ГЧП в туризме — это хороший механизм для Карелии, небольшого региона, целые районы которого напрямую зависят от развития малого и среднего туристического бизнеса. Таков Сортавальский, Суоярвский районы. Да и в целом республиканская экономика получает от туризма все больше денег. По словам вице-премьера Дмитрия Родионова, объем потока организованных туристов и экскурсантов в Карелию в 2018 году составил 800 тысяч человек, что превысило показатель 2017 года на 3%.

По его словам, о высоком интересе к республике со стороны туристов свидетельствует ежегодный рост туристско-рекреационных и гостиничных услуг. Их общий объем в 2017 году, с учетом санаторно-курортного комплекса, – почти 2,5 миллиарда рублей. В 2018 году – два миллиарда 515 миллионов.

Дмитрий Родионов

Дмитрий Родионов. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— В валовом региональном продукте Республики Карелия доля туризма составляет порядка 4,5%, что приблизительно в полтора раза превышает это значение по Российской Федерации. Стратегическим ориентиром может считаться выход на уровень 7-8%, — заявил вице-премьер в своем докладе. Конечно, отметил он, республиканское правительство с благодарностью примет всю информацию по практикам государственно-частного партнерства, которыми обладают в АНО «Северо-Запад». При этом региональное правительство само постоянно совершенствует меры господдержки, оказываемые бизнесу в целом, и туристическому в частности. Так, в марте этого года правительство республики вновь выйдет в Заксобрание с целью принять законопроект об очередном наборе мер господдержки туризма.

— Это компенсация части затрат на приобретение и строительство плавучих средств размещения — хаусботов, гостиниц на воде, эта ниша сейчас активно развивается, — заявил Дмитрий Родионов. — Далее, это возмещение части затрат субъектам малого и среднего бизнеса на покупку технических средств, в первую очередь это снегоходы, квадроциклы — и мы здесь акценты делаем на наших предприятиях, которые активно реализуют охотничий туризм, это тоже ниша, которая должна развиваться в Карелии.

И, конечно, мы ввели, на наш взгляд, универсальные льготные кредитные продукты с нашими фондами микрокредитования. Так, сегодня для бизнеса в сфере туризма мы предоставляем кредиты до трех миллионов рублей по рекордно низкой процентной ставке — 5,7% годовых. Я думаю, что ниже сегодня мы вряд ли можем получить денежные средства.

Участники семинара

Участники семинара. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

При этом, отметили на семинаре, государственно-частное партнерство нужно начать внедрять в субъектах СЗФО с инфраструктурных объектов. Поскольку нехватка гостиниц, региональных аэропортов, плохое качество дорог — одна из основных проблем развития туризма. Вице-премьер Родионов, например, заявил, что после того, как карельские власти пустили «Ласточку» из Петербурга в Сортавалу, сразу выявилась нехватка гостиниц в Приладожье.

Специалисты АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» уверены: обучение механизмам ГЧП — это только первый шаг. Необходимо, чтобы туристические регионы научились взаимодействовать друг с другом, разрабатывать турпродукты на основе кооперации, маршруты, затрагивающие достопримечательности нескольких субъектов Северо-Западного округа. С участием стратегического партнерства «Северо-Запад» разработан проект федеральной целевой программы развития туризма до 2025 года, куда регионы могут вносить предложения и изменения. В результате работы проект отправят в полпредство СЗФО, чтобы доработанный документ лег на стол руководства Ростуризма и Минэкономразвития России.