Место для интересных людей

Две недели назад в Петрозаводске появилась «Точка кипения» – коворкинг-центр Агентства стратегических инициатив. В рубрике «Экономика с Евгением Жирнелем» руководитель карельского Минэка объясняет смысл некоторых непонятных слов и рассказывает, почему 2+2 иногда больше, чем 4.

– Года четыре назад мы в институте экономики проводили семинар по коворкинг-центрам. Пригласили туда основателя такого центра из Санкт-Петербурга. Была очень мощная дискуссия: наши предприниматели не поняли эту идею. И на одном из карельских ресурсов вышла статья под говорящим заголовком «Исковеркали коворкинг»…

И затем уже стали на эту тему говорить, и в Петрозаводске стали появляться коворкинг-центры. Как это работает? В таких центрах трудятся фрилансеры, представители творческих профессий, программисты, дизайнеры и так далее. Абсолютно точно можно говорить, что такой формат подходит не для каждого предпринимателя. Но есть здесь и несомненные плюсы. Почти вся современная бизнес-литература говорит о том, что в предпринимательской деятельности очень важен так называемый нетворкинг (networking) – связи, знакомства, обмен информацией, контакты… Коворкинг-центр – это как раз то пространство, где такое возможно.

Открытие коворкинг-центра "Точка кипения" в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов.

Открытие коворкинг-центра «Точка кипения» в Петрозаводске. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Иными словами,  в «Точке кипения» карельские предприниматели смогут получать знания, делиться информацией, общаться, искать партнеров. Это не просто стол с компьютером. Это своего рода экосистема. Иногда предприниматели, уходя с семинара или тренинга, возвращаются в среду, где большая часть людей не занимаются бизнесом. И когда начинающему коммерсанту в семье говорят: «Хватит заниматься ерундой, найди лучше нормальную работу» – у него и руки могут опуститься. Здесь же, в «Точке кипения», он попадает в среду единомышленников. Задача – сделать интересное место для интересных людей.

Немаловажно, что коворкинг-центры очень часто – и «Точка кипения» не исключение – предлагают своим резидентам обучающие программы, проводят встречи с экспертами. Эта программа непрерывно формируется, и предприниматели могут высказывать свои пожелания и влиять на нее.

– «Точка кипения» – бесплатный коворкинг. Туда не выстроится очередь из хипстеров, просто желающих попить кофе и посидеть в мягких креслах в компании умных людей?

– Есть такая шутка: «Что такое стартап? Это когда тебе тридцать, но ты живешь с родителями…» Наверное, есть процент людей, которым просто нравится тусовка. Это своего рода тип субкультуры. Почему бы не находиться в среде, где говорят про бизнес, про будущее, про инновации? Это не так и плохо.

Конечно, здесь встает вопрос статистики. Какой процент из людей, интересующихся этой темой, станет реально заниматься бизнесом, и какой процент из них станет успешен? Значительная доля предпринимателей закрывают свой бизнес в течение двух-трех лет. Это, впрочем, далеко не всегда связано с разорением, как многие думают. Просто иногда человеку перестает нравиться начатое дело, хотя оно вполне может его прокормить.

«Точек кипения» в стране уже четыре. Наша организована при университете, что важно. Это будет определять ее тематику и уклон в сторону инноваций. ПетрГУ – молодежная среда, и если в коворкинг-центр будут приходить студенты, это будет несомненный плюс.

– Чем так хороша именно «Точка кипения»?

– Это объект, работающий под эгидой АСИ. Есть единый формат, единые требования. Важно то, что она бесплатна. Частным коворкинг-центрам в небольших городах выживать тяжело. Формат Агентства стратегических инициатив дает широкие возможности в привлечении интересных спикеров. Эксперты охотнее поедут.

– «Точка кипения» появилась в Петрозаводске две недели назад. Понятно, что времени прошло совсем немного, но и открывалась она громко – даже Путин приезжал. Там уже есть резиденты?

– Да, «Точка кипения» востребована. Сейчас лето, сейчас еще не сформирована программа работы, но там уже есть предприниматели. Надеемся, с сентября их будет больше.

В Кремниевой долине проводились исследования, которые показали, что самые результативные проекты построены на синергетическом эффекте. Этот пример приводит социолог Френсис Фукуяма, когда говорит о социальном капитале. Когда люди взаимодействуют друг с другом, отдача от их работы усиливается: 2+2 равняется уже не 4, а 5. Это творческий процесс, когда люди встречаются и обсуждают какую-то проблему и совместными усилиями ее решают. Это командный труд по созданию новых идей, и мы ждем от него хорошего эффекта.

Евгений Жирнель. Фото: Николай Смирнов

Евгений Жирнель. Фото: Николай Смирнов

Хорошие карельские книги. Почти даром