Маркетплейс «Сделано в Карелии»: как проект поможет предпринимателям

Как и зачем создавался интернет-магазин карельских товаров и услуг, в чем «фишка» проекта и будет ли он востребован после снятия ограничений из-за коронавируса – рассказывает директор Фонда венчурных инвестиций Карелии Борис Валит.

Борис Валит

Борис Валит. Фото: ИА "Республика"/Сергей Юдин

– Борис Михайлович, что вы думаете о проекте Минэкономразвития Карелии по созданию маркетплейса «Сделано в Карелии»?

– Впервые об идее такого проекта я услышал марте, когда меня пригласили в качестве эксперта поучаствовать в рабочей группе по его созданию и развитию. Идея мне очень понравилась, она достаточно инновационна, я бы даже сказал, что она по-хорошему революционна.

Да, маркетплейсов и в России, и в мире создана не одна сотня, и в этом, конечно, никакой новации нет. Но чтобы вопросы помощи малому и среднему бизнесу конкретного региона решались через создание специальной современной торговой площадки, такого я еще не встречал в нашей стране.

Реализация такого проекта для регионального Минэка и Корпорации развития Карелии – достаточно смелый шаг, потому что до них такого еще никто не делал. Поэтому я бы рассматривал этот проект как необычный стартап, идея которого пошла не от бизнеса, а от органов власти, что в нашей стране редкость. Уже за такую смелость можно высоко оценить старт работы над площадкой.

Маркетплейс Сделано в Карелии

– Некоторые СМИ и телеграмм-каналы критикуют маркетплейс за непроработанность и отсутствие важных, по их мнению, функций. Как вы это прокомментируете?

– Если мы рассматриваем этот проект как стартап, первая версия которого была выпущена всего за три недели, то важно понимать: первой версии нормально иметь недочеты и не все функции, которыми будет обладать итоговый вариант. Этот принцип излагается во многих современных пособиях по созданию стартапов и минимально жизнеспособных версий цифровых продуктов.

Даже великий основатель LinkedIn Рейд Хоффман выступал в поддержку такого подхода. Он говорил: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно». Уверен, что в скором времени в маркетплейсе будут и возможность оплаты онлайн, и мобильная версия сайта, и индивидуальная настройка оформления «витрины» каждого продавца, и многие другие улучшения, направленные на создание удобства для продавцов и покупателей.

Насколько я знаю, в планах у Минэка Карелии развивать эту площадку и оказывать еще больше поддержки малому и среднему бизнесу региона через маркетплейс. Помимо этого, по заданию Минэкономразвития уже сейчас разрабатывается масштабная рекламная кампания маркетплейса, которая также простимулирует сбыт товаров и услуг карельских предпринимателей.

Товары карельских производителей в магазине "У якоря". Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Товары карельских производителей. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Товары местных производителей. Фото: "Республика"

Товары местных производителей. Фото: «Республика»

– Есть мнение, что подобную площадку можно сделать чуть ли на за один день. Что скажете?

– Оставлю эти заявления на совести дизайнера-программиста, который их озвучил. Создать непростую рабочую информационную систему за несколько дней, состоящую из ряда крупных отдельных модулей, которая бы учитывала все текущие и будущие требования по расширению и масштабированию, за один день? Вы уверены?

Важно также отметить, что технически это не просто интернет-магазин, а маркетплейс – множество магазинов и продавцов в одном месте. Как AliExpress, Wildberries или Ozon.

Мне в связи с этим вспоминается одна история, которая произошла в начале текущего года в Чехии. Суть была в следующем. Огромное количество различных СМИ распространило информацию с примерно таким заголовком: «Чешские программисты бесплатно написали сайт стоимостью 16 миллионов евро». Как и полагается, по законам жанра статья была написана в духе «государственные служащие хотели распилить бюджет, а честные люди со светлыми лицам им не дали это сделать».

К сожалению, в этих СМИ – вероятно, неумышленно – был опущен и искажен ряд ключевых деталей, вследствие чего исходная ситуация была весьма своеобразно передана. Оказалось, что десятки программистов на хакатоне за отведенное время не смогли сделать рабочую версию продукта, получился лишь прототип. У него отсутствовали документация, ключевые возможности интеграции с другими государственными системами. Целый ряд необходимых компонентов государственные органы должны были разработать сами, не соблюдались требования по безопасности и персональным данным, наблюдались прочие существенные недостатки. Кроме того, в эту сумму, 16 миллионов евро, была заложена поддержка на несколько лет, что также не учли «борцы за справедливость».

На пике этой истории закупку, конечно же, отменили. В ситуации разобрались только спустя какое-то время, и закупку нормальной системы возобновили, но из-за поднятого шума сроки ее введения в эксплуатацию были отодвинуты на несколько месяцев. Таких историй много, почти все они связаны либо с некомпетентностью тех, кто их распространяет, либо с попыткой уколоть неугодных себе людей.

Завод по производству рыбного корма. Фото: "Республика"/Николай Смирнов

Сделано в Карелии. Фото: «Республика»/Николай Смирнов

– Скажите, будет ли маркетплейс «Сделано в Карелии» актуален, когда закончится эпидемия и снимут ограничения?

– Читая свежие аналитические статьи в деловых изданиях, я прихожу к выводу, что мы – и Россия, и мир в целом – вступаем в эпоху серьезных вызовов и социально-экономических потрясений, когда использование онлайн-решений может серьезно облегчить быт и в условиях самоизоляции, и в обычной жизни. И даже те, кто еще вчера не имел привычки покупать товары и услуги через интернет, сегодня такой опыт уже приобрели и вряд ли от него откажутся. Поэтому интернет–торговля будет только развиваться и приобретать все новые формы.

Создание такого маркетплейса – это одна из форм помощи предпринимателям Карелии, которая позволит им сэкономить на создании своего интернет–магазина. По моим оценкам, стоимость создания более-менее приемлемого интернет-магазина для микро- и малого бизнеса обойдется минимум в 100-150 тысяч разовых расходов, плюс ежемесячные платежи за хостинг и поддержку. Это конечно же без учета стоимости рекламы и продвижения.

Создавая маркетплейс, Минэк Карелии старался сделать так, чтобы размещение, публикация информации о компании и ее предложениях были полностью бесплатными, т.е. все «капитальные издержки» правительство взяло на себя. Подобный шаг можно сравнить с созданием классической ярмарки, рынка или торгового центра, на который бесплатно пускают всех местных продавцов. Компаниям остается только красиво оформить свою «витрину», описать свои товары, назначить цену и указать условия оплаты и доставки.

Как говорил Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!». Да, у многих МСП уже есть свои сайты, через которые они продают свои товары и услуги. Но, очевидно, что чем больше мест, в которых бизнес может разместить информацию о себе, тем лучше, это в любом случае повышает шансы на продажу.

Есть ли будущее у маркетплейса «Сделано в Карелии», мы спросили у опытных бизнес-менеджеров.

Сергей Поляков, менеджер бизнес-продуктов сети спортивных магазинов «Спортмастер»:

– Слышал разговоры, мол, в Петрозаводске запустили маркетплейс для локальных товаров. Зашёл, посмотрел и оценил перспективы. И ведь действительно оценил: мясо гуся из Рускеалы теперь можно получить в Петрозаводске, не выходя из дома!

Интернет-магазин на данный момент может сделать практически каждый. А вот сделать действительно удобную площадку для клиентов с множеством товаров, привлечь покупателей и технически к этому правильно подготовиться — для этого нужны правильные руки и, главное, светлая голова. Думаю, у ребят, кто делал площадку, всё именно так.

Да, онлайн-оплаты сейчас нет, что-то работает не так, как хочется, но поверьте, это не самое главное для интернет-магазина. Как добавляются товары, как они модерируются, как работают внутренние системы, как связаны – вот основа, на чем стоят подобные системы, в общем-то это непростой труд и часто невидимый.

На мой взгляд, проекту стоит двигаться дальше в сторону крупных игроков, например беру.ру и озон.ру, но со своими фишками и со своей аудиторией. Поэтому нужно проводить строгий отбор компаний. Настраивать работу с товарными фидами, каталогом, оплатой, доставкой. И тогда проект станет жемчужиной Карелии!

 

Сергей Максимов, предприниматель, ментор стартап-акселератора Silicon Valley Insiders и «Цифровой Прорыв», специалист по электронной торговле:

– В крупных города идет устойчивый тренд на фермерские экопродукты, так как забота о здоровье выходит на первый план, в этой струе есть шанс вывести карельских производителей на новый уровень.

Маркетплейс карельских товаров при правильной организации может стать удобным единым окном для входа розницы и интернет-магазинов. Его реализация должна вписаться в стратегический план развития региона. На пути будет много задач и подводных камней, связанных с логистикой, контролем качества, человеческим фактором, но все это по силам карельским предпринимателям.