Карельская Арктика: что ждет северные районы республики

На сегодня шесть районов Карелии включены в Арктическую зону. Этот статус позволяет по-новому взглянуть на развитие этих территорий. Как именно — об этом говорили в ходе поездки главы республики в Кемский и Калевальский районы.

Калевальский район официально включили в Арктическую зону совсем недавно. В начале июля депутаты Госдумы и сенаторы проголосовали за решение включить в состав Арктики Калевалу, Сегежу и Костомукшу. Еще три района — Лоухский, Беломорский и Кемский — официально входят в состав Арктики с 2017 года. Таким образом, сразу шесть районов республики имеют особый статус, который позволяет местному бизнесу рассчитывать на преференции и налоговые послабления.

Калевала. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Калевала. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Развитие карельской Арктики стало ключевой темой рабочей поездки главы Карелии в Калевальский и Кемский районы. Проблемы у них общие: плохие дороги, низкая эффективность ЖКХ, отсутствие серьезных бизнес-проектов и как следствие — отток населения.

Над частью проблем региональные власти и муниципалитеты уже работают, решить некоторые без поддержки федерального центра будет практически невозможно.

Артур Парфенчиков в школе Калевалы. ФОто: "Республика"/Сергей Юдин

Артур Парфенчиков в школе Калевалы. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Энергоэффективность

Еще в прошлом году Артур Парфенчиков заявил о старте программы повышения энергоэффективности школ в республике. Начали эту работу с северных территорий. Комплекс мер включает в себя замену старых деревянных окон на стеклопакеты, утепление фасадов, установку современных теплоузлов.

Рабочеостровская школа одной из первых вошла в эту программу. Сейчас там обшивают фасад. Это снизит теплопотери, а значит, в здании будет теплее при меньших затратах. К тому же в Рабочеостровске в прошлом году заработала новая котельная. По данным местных властей, только за сезон удалось сэкономить более 600 тысяч рублей на электроэнергии.

Аналогичные работы планируются в школе Калевалы. Уже готов проект утепления фасадов. Сметная стоимость работ — 34 миллиона рублей. Артур Парфенчиков сообщил, что республика деньги даст, тем более, что в следующем году Калевала станет столицей празднования Дня Карелии.

 

Медицина

Региональный бюджет серьезно вкладывается и в систему здравоохранения. Только на рентгеновское оборудование и аппарат ИВЛ для Калевалы потратили в этом году 18 миллионов рублей, для нового медработника покупается 3-комнатная квартира. Кемская больница также получает новое оборудование, автомобили, планируется строительство вертолетной площадки для санавиации и амбулатории в поселке Рабочеостровск. В перспективе в Кеми появится сосудистый центр, где будут лечиться и жители соседних районов.

Больница в Калевале. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Больница в Калевале. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Бизнес

Впрочем, развивать социалку в отрыве от экономики невозможно, и здесь на первый план выходит бизнес. В регионе предусмотрены меры поддержки для тех, кто решил начать свое дело. Так, в той же Калевале появился первый парикмахерский салон. Его открыла Наталья Павлова сразу, как только стала возможной работа парикмахерских в условиях коронавируса. В определенном смысле ей повезло, поскольку в Калевальском районе парикмахерским разрешили работать еще в апреле, когда по всей республике салоны оставались закрытыми. Начать бизнес Наталье помогла субсидия от правительства в 200 тысяч рублей. На эти деньги она приобрела оборудование и оплатила аренду помещения на первое время.

 

Еще один успешный пример старта бизнеса в Калевале — молочная ферма семьи Новоселовых. Грант Минсельхоза в 5 миллионов рублей они потратили на приобретение трактора и покупку четырех коров и теленка. Первая корова должна родить в сентябре, тогда же ферма начнет получать первое молоко, а к новому году в ферме будут уже четыре дойные коровы. За свежим молоком местные жители уже сейчас в очередь записываются, потому что у Новоселовых пока нет конкуренции. В Калевале есть еще одна ферма, но там выращивают коз.

 

Сейчас ферма находится во временном пристанище — бывшем свинарнике, который пустует с 2008 года. Параллельно с этим фермеры пытаются решить вопрос с выделением земли. Есть больше 40 гектаров в аренде, еще 7 гектаров, на которых хотят разместить ангар с коровами, в процессе оформления.

«Каждую заявку фермеров я держу под личным контролем, обращайтесь, если будут проблемы», — заверил Николая и Александру Новоселовых глава Карелии.

Инфраструктура

Вместе с тем власти уверены, что Карелии и особенно ее северу нужны масштабные инфраструктурные изменения. Сделать это без федерального финансирования практически невозможно. Это касается не только модернизации инженерных систем, в перечень первостепенных задач входит развитие дорожной инфраструктуры. И Кемь, и Калевала включены в список арктических территорий, а следовательно, бизнес, приходящий сюда с крупными проектами, получает налоговые послабления и другие преференции. Но чтобы бизнес сюда пришел, нужны условия.

На совещании в Кемском районе. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

На совещании в Кемском районе. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Мы считаем, что должны быть оказаны меры поддержки в развитии инфраструктуры: коммунальной, дорожной, социальной. Сейчас мы будем активно работать с федеральным центром, чтобы понять, на какую форму федеральной поддержки мы можем рассчитывать в ближайшее время. Понятно, что все нужно утеплять, нужно модернизировать. Это видно и в школе в Рабочеостровске, и в Калевале. Хотелось бы, чтобы в этом нам помог федеральный центр», — говорит Артур Парфенчиков.

По мнению главы республики, Карелия может активнее участвовать в строительстве инфраструктуры Северного морского пути. Например сейчас для стройки зачастую применяется норвежский щебень, тогда как в Карелии есть перспективные месторождения.

Дорожный ремонт в северных районах — отдельная история. Климатические особенности накладывают свой отпечаток, который делает замену асфальта значительно дороже. Мелкие компании, которые берутся за контракты, в итоге не справляются, поскольку не могут привезти на место асфальтовый завод, следовательно, страдает качество работ.

Улица Пролетарская в Кеми. Фото: "Республика"/ Сергей Юдин

Пролетарский проспект в Кеми. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Это проблема любого северного города, и мы ее поняли. Здесь можно решать вопрос только комплексно. Чтобы была хорошая качественная дорога, важно, чтобы сюда пришел хороший подрядчик со своим асфальтовым заводом, иначе всё получается на один сезон. Если мы делаем муниципальные проекты, мы должны их делать в синергии с теми крупными работами, которые могут проводиться на федеральных или региональных трассах», — уверен глава республики.

Решение проблемы сейчас на поверхности. Подъезд к Кеми переведен в федеральную собственность, и в ближайшие годы тут начнется крупное дорожное строительство. Главное — к этому моменту иметь готовые проекты ремонта муниципальных дорог. А где есть дороги, есть будущее.