Карелия в масштабе 1:60

На прошлой неделе выпуск рубрики «Экономика с Евгением Жирнелем» пришлось пропустить: руководитель Минэка был с рабочей поездкой в Китае. Провинция Фуцзянь с населением 37 миллионов человек – в чем-то копия Карелии: лес, вода, камень. И мы можем быть друг другу полезны.

– Китай – один из центров мировой экономики. И Фуцзянь, родина нынешнего руководителя страны, – один из высокоразвитых регионов. Рост его экономики оценивается в 9%. И этот рост виден невооруженным глазом. На каждом шагу стройка. Строятся дороги, мосты, порты, административные здания, жилые комплексы – и в городе, и за городом. Там есть сеть железных дорог, по которым ходят поезда со средней скоростью 200 километров в час; в Фуцзяне протяженность этой сети – почти четыре тысячи километров! В провинции проживает 37 миллионов человек (почти в 60 раз больше, чем в Карелии – прим. ред.). В столице региона – 7 миллионов жителей.

При этом наши регионы схожи по структуре экономики. Они сопоставимы по площади (Карелия чуть больше). Ведущие отрасли – лесной комплекс (деревообработка, целлюлоза) и горная промышленность. И там тоже много воды – провинция находится на берегу Тихого океана. Вода, лес, камень – как в Карелии.

С Китаем мы уже сотрудничаем; у нас есть проекты в области гидроэнергетики (строительство Белопоржских ГЭС); сейчас разрабатывается проект строительства ветряной электростанции на Белом море. Есть взаимодействие в области науки и образования, китайские студенты учатся в ПетрГУ и консерватории.

– Уже проходила информация о возможных путях сотрудничества с провинцией Фуцзянь. В частности, звучали довольно экзотические предложения о развитии йога-туризма…

– Вообще говоря, туризм для китайцев – тема не простая. У них очень короткий отпуск, и на первое место становятся вопросы логистики. Китайцу легче прилететь в Москву или Петербург, чтобы там быстро получить «концентрированную» дозу впечатлений. Если он отправится в Карелию, ему придется тратить дополнительное время на дорогу.

Второй важный момент: что интересно китайцам? Туризм – это экономика впечатлений, а они у людей разные и сильно зависят от культурных особенностей. Китайцу может быть неинтересно то, что интересно нам. Этот вопрос нужно тщательно прорабатывать, подключать бизнес.

Гораздо быстрее мы сможем наладить сотрудничество в сфере образования.

– Тогда про образование: кто к кому поедет учиться?

– И мы к ним, и они к нам. Мы были в университете сельского и лесного хозяйства, посещали лаборатории, так вот больше половины студентов – не китайцы. Туда едут со всего мира, в том числе из России.

У них имеются передовые технологии, крайне интересные для нас. К примеру, есть проект по выращиванию и переработке грибов; они выращивают грибы в искусственных условиях, затем делают из них лекарства, косметику, БАДы. И производство конечного продукта мы увидели прямиком в университете.  Студенты участвуют во всей цепочке – от стадии исследования до выпуска готового товара в упаковке.

Важный нюанс: это высокотехнологичная продукция, которая дорого стоит – бизнес с высокой добавленной стоимостью. Ведь, к примеру, маринованные грибы – тоже конечный продукт; но когда мы получаем некий концентрат, из которого делают лекарство – это уже совсем другая стоимость и другой рынок.

Применительно к Карелии можно вспомнить о наших дикорастущих ягодах. У них огромный потенциал, который не исчерпывается только джемами и вареньем.

Евгений Жирнель. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Евгений Жирнель. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

– В ПетрГУ есть подобный опыт?

– Мы в тренде, мы развиваемся в той же логике. У нас есть IT-парк, студенческие конструкторские бюро. Я сам преподавал в университете, и ко мне приходили студенты со курсовыми и дипломными проектами, которые затем реализовывались, что называется, в металле. Просто это нужно развивать.

– А чем они у нас могут научиться?

– Тому, в чем мы сильны. В Карелии сильная консерватория, сильная школа естественных наук, физика, математика, IT. Они могут изучать нашу культуру, литературу, язык. Они этим активно занимаются: мы в Фуцзяне встречали китайцев, которые говорили по-русски.

Китайцы, которые приезжали в Карелию, были очень впечатлены нашей экологией: у них с этим, мягко скажем, проблемы. Они намерены снизить вредность своих производств и тоже готовы этому учиться.

– Конкретные мероприятия уже намечены?

– Это был ознакомительный визит. Но сейчас мы могли бы организовать бизнес-миссии, и на самом деле наши предприниматели уже работают с Китаем – в частности, этот гигантский рынок активно осваивает компания по производству пожарных роботов «ЭФЭР». Поступило предложение развивать побратимские связи. Те же дикоросы, о которых я говорил, уже уходят в Китай.

Наше сотрудничество с китайской провинцией Фуцзянь – это не какая-то случайность или формальность. Это одно из направлений работы Госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии. И мы выполняем, ни много ни мало, поручение президента России. Наш визит проходил в рамках мероприятий по подписанию соглашения о сотрудничестве  между регионами. А подписать его планируют в сентябре на полях форума БРИКС, который пройдет как раз в провинции Фуцзянь. То есть это очень серьезный уровень и очень большая удача. И у нас до сентября есть время, чтобы проект соглашения наполнить конкретикой.