За границу бизнес ходит… бодро!

Пожарные роботы, шунгит, пиломатериалы, печи, светодиодные лампы и не только — наша продукция имеет спрос за рубежом. Но самим экспортировать не просто, нужна поддержка государства: итоги 2016 года подводят предприниматели Карелии.

Александр Дрейзис. Фото: Максим Смирнов— Самое глобальное, что было достигнуто в этом году, это сохранение объемов производства на уровне прошлых двенадцати месяцев, — рассказывает Александр Дрейзис, директор по маркетингу компании «ЭФЕР», известного производителя пожарной робототехники в стране и теперь уже в мире. — То, что компания повторила успех прошлого года, — это значительный шаг вперед и мы оптимистично смотрим на загрузку предприятия на следующий год.

Александр Дрейзис рассказал, что при содействии республиканского Центра поддержки экспорта, который работает с 2012 года, «ЭФЕР» нашел партнеров в Китае и сегодня уже продает туда свою продукцию: лафетные пожарные стволы. Экспортируются пожарные роботы и в Казахстан, там тоже нашлись покупатели благодаря бизнес-миссиям центра.

В настоящее время, после встреч с предпринимателями Италии, прорабатывается возможность поставок оборудования карельской компании в Европу, сообщил маркетолог.

— Проблемы для нашего бизнеса есть, и они, наверное, одинаковы для всех, кто занимается научными разработками. Например, недобросовестные предприниматели. Недавно мы смотрели сайты наших конкурентов, где есть перепечатки наших статей и нашего оборудования! Обойти интеллектуальное право не так-то сложно. А ведь мы тратим деньги на разработки, содержим команду инженеров-конструкторов, программистов, а наши конкуренты могут иметь только стул и стол, — посетовал Александр Дрейзис.


Денис АнтоненкоГендиректор ООО «Торговый дом «Карбон-Шунгит» Денис Антоненко рассказал, что малым или средним предприятиям очень сложно сегодня выйти на иностранные рынки, поэтому государственная поддержка экспортеров — то, что действительно помогает. Будь то бизнес-миссии, продвижение информации или консультации — интересно все.

В начале 2016 года в рамках визита в Карелию в Бизнес-инкубаторе была организована встреча предпринимателей с генеральный консулом Казахстана. Специалисты Торгового дома «Карбон-Шунгит Карелия» приняли в ней участие. Продукция была представлена также в рамках бизнес-миссии в Казахстан. Уже в 2016 году были организованы опытные поставки шунгитовых фильтров и шунгитовой пасты. В настоящее время ТД «Карбон-Шунгит Карелия» работает и с металлургическими комбинатами.

— По очистным сооружениям мы нашли заинтересованность в Израиле. Скажу, что мы познакомились с генконсулом Израиля, и на сегодня с потенциальным партнером с их стороны проговариваются идеи разработки опреснителя соленой воды на основе шунгита, — сообщил Денис Антоненко.

Сложность и проблема, по мнению бизнесмена, для предприятий, которые производят продукцию из шунгита, то, что этот минерал мало знают в мире.

Шунгит с таким содержанием углерода есть только в Карелии. Этот минерал уже лет 25-30 изучают и все сферы его применения до сих пор до конца не изучены.

Нужна солидная реклама, а потратить на это много денег малый бизнес позволить не может, поэтому помогают найти партнеров выставки и форумы, которые организуются именно при поддержке государства.

Элла ЯчиковаТакого же мнения придерживается и еще один представитель карельского шунгитного бизнеса, Элла Ячикова, директор компании «Карельский шунгит». Она также рассказала, что проблема продажи, например, сувениров из этого минерала — малая его узнаваемость. Однако покупатели все же есть — их нашли сами, а Центр поддержки экспорта оказал помощь в составлении и переводе договоров, экспертизе контрактов.

— Все это было бесплатно. На первом этапе нужна была и помощь юристов центр тоже содействовал в этих вопросах, — сказала Элла Ячикова.

Олег Шендеров, гендиректор компании «Энергосбережение», производящей светодиодные светильники, рассказал, что тоже ищет выходы на западные рынки. В Австрии, например, подписали соглашение по продвижению продукции на рынке Европы, и теперь прорабатывается возможность поставок продукции и услуг на основе контрактов. Олег надеется, что партнеры в Европе, как и выход на новый рынок, а значит расширение бизнеса — перспектива для развития «Энергосбережения». Предприниматель назвал и сложности, с которыми столкнулся его бизнес в 2016 году.

Олег Шендеров— Все деньги на сегодняшний день сосредоточены в бюджетных структурах, в коммерции их практически не стало. Движения денежных масс для малого бизнеса не заметно. Заказов стало меньше и гораздо сложнее стало получить кредиты. Получить их крайне сложно: последний кредит мы оформляли почти год, — рассказал Олег Шендеров.

Представитель малого бизнеса лесоперерабатывающего сектора Андрей Тетерин сказал, что экспортно ориентированным предприятиям выгодно продавать продукцию за рубеж из-за высокого курса евро. Он начинал с поставок круглого леса, а сегодня торгует заготовками из дерева и доской. В Финляндии продукцию покупают. Андрей также участник ряда бизнес-миссий Центра экспорта в Финляндии, Норвегии и Германии. В Суоми покупатели нашлись именно благодаря таким поездкам.

Юрий Кириллов— Потенциал для несырьевого экспорта в Карелии есть. Но за рубежом высокая конкуренция. Они знают: раз из России, значит, можно купить дешево. И вы не думайте, что там все предприниматели честные. Это проблема, во-первых, найти партнера по бизнесу, во-вторых, найти честного партнера, — сказал Андрей Тетерин.

По мнению бизнесмена, в последние два-три года сложностей в работе малого бизнеса стало в принципе меньше — в том числе из-за бюрократических проволочек. Раньше многие разрешения оформлялись месяцами, сейчас все можно сделать с помощью компьютера.

Индивидуальный предприниматель Алексей Лажиев, у которого налажено сотрудничество с финскими партнерами, рассказал, что он торгует оптом различными потребительскими товарами — полуфабрикатами. В основном продает заготовки из дерева, например, черенки для лопат и прочие сопутствующие изделия.

Алексей ЛажиевЛично ему в работе не хватало информации. Алексею нужны были консультации по таможенному оформлению, и он их получил. В итоге Алексей Лажиев нашел покупателей в Финляндии, Швеции, Англии и Латвии. Кроме того, состоялась пробная поставка в Японию.

По мнению Алексея, бизнесменам было бы проще работать с иностранными партнерами, если бы не было постоянных «лихорадок» в законодательстве: сегодня одни правила, завтра другие. Предприниматель привел пример.

— В ноябре таможня заявила, что любая машина должна получать карточку доступа к международным перевозкам. Вышло так, что когда едешь по России, то эта карточка не нужна и когда едешь по Финляндии — эта карточка тоже не нужна. Получается что она необходима только при пересечении нашей таможни. Я потратил два месяца и должен был бы заплатить сто тысяч рублей! — пожаловался предприниматель.

Эта проблема разрешилась только благодаря помощи Центра поддержки экспорта — они сделали запрос и пришел официальный ответ из таможни, что малым фургонам можно ездить без таких разрешений.

— Я бы сам не смог во всем этом разобраться быстро, но мне помогли специалисты.

Андрей ТетеринПредприятия, одним из руководителей которых является  Юрий Кириллов, производят товары народного потребления — замки, закаточные машинки, печи для бани. Он тоже рассказал, что без государственной поддержки — приглашений участвовать в выставках — найти бизнес-партнеров было бы не просто. Руководитель проектов двух фирм «ТНП Комфорт» и ТНП -Универсал» привел пример того, как он вышел на бизнес-диалог с финскими партнерами.

— Сначала мы участвовали в бизнес-миссиях в Финляндии, и там нашли заинтересованных партнеров. Но в Европе работают не так быстро, как кажется на первый взгляд. Есть свои правила. Но мы понимаем, что нужно делать. Вначале необходимо пройти сертификацию — это сложный и длительный процесс, понять какую нишу сможем занять на рынке, где высокая конкуренция.

Юрий Кириллов сообщил, что есть много нюансов в работе с иностранными покупателями и партнерами, и просто так самим протиснуться в рыночные жернова Европы непросто. Для этого реально, а не на бумаге, должны работать механизмы помощи на государственном уровне: в Карелии с этой задачей справляются, уверен бизнесмен.

Хорошие карельские книги. Почти даром