Госкомиссия по подготовке к столетию Карелии следит за проблемой железнодорожных перевозок щебня

В частности, председатель комиссии Николай Патрушев поручил Минтрансу России найти альтернативные пути перевозки.

На сегодняшнем заседании Госкомиссии по подготовке к празднованию столетия Карелии депутат Госдумы Валентина Пивненко вернулась к проблеме железнодорожных перевозок карельского щебня в центр страны. Дефицит вагонов для вывоза щебня ставит под угрозу горную отрасль Карелии, так как добывающие предприятия не могут продать продукцию и приостанавливают работу.

— У меня старая песня о главном – о невыполнении решения нашей госкомиссии по оказанию содействия в перевозке щебёнки из Карелии, — заявила Валентина Пивненко. — У нас 24 предприятия. За два года, 2016-й и 2017-й, из-за недопоставок полувагонов свою работу прекратили семь [предприятий]. В этом году – два предприятия. Сейчас на грани остановки еще три таких предприятия. И программа социально-экономического развития Карелии сориентирована на развитие этого вида деятельности. Но, к сожалению, перспективы на сегодня нет.

Элиссан Шандалович и Валентина Пивненко

Элиссан Шандалович и Валентина Пивненко. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Проблеме перевозки карельского щебня немалую часть своего доклада посвятил премьер-министр Александр Чепик.

— Сегодня в республике производится 17 миллионов кубов щебня. Это на сорок процентов меньше того объема, который мы могли бы производить, и которые уже производили наши предприятия. За последние три года остановили свою деятельность 16 щебеночных предприятий, которые были построены в 2007-2015 годах, и на которых работали 1,5 тысячи человек.

По словам Чепика, многие из закрытых предприятия были в монопоселениях, где теперь нет работы, а вся нагрузка по социальному обеспечению граждан легла на плечи регионального бюджета.

Александр Чепик

Александр Чепик. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

— Почему такая проблема сложилась? По ряду причин. В том числе потому, что раньше традиционно в Мурманск уголь привозили, а на обратном пути пустые вагоны подхватывали карельский щебень и доставляли в Центральный федеральный округ. И на этом и железная дорога зарабатывала, и экономили угольщики, и Карелия развивалась. К сожалению, сейчас едут только так называемые инновационные полувагоны и они проскакивают Карелию напрямую. Не задерживаются. Полного решения данного вопроса мы не нашли. Сейчас с Минтрансом рассматриваем альтернативные способы перевозки, два крупных карьера у нас уже перешли на перевозку водным путем. Но это требует строительства портов, где мы могли бы грузить. Без поддержки министерства транспорта проблему нам не решить.

— Нужно думать, — заключил Николай Патрушев и обратился к министру транспорта России Евгению Дитриху. — Если не способно РЖД, авиацию же для этого не привлечешь, значит, существует другой вид транспорта – водный. Думайте, как, увязывайте с другими задачами, которые мы здесь ставили – какие должен строить суда Онежский судостроительно-судоремонтный завод, как перевозить и так далее. Это комплексный вопрос. Пожалуйста, решайте – это задача вашего министерства.

Николай Патрушев

Николай Патрушев. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова