Договориться с монополией

Карельские бизнесмены обсудили с учеными, как найти общий язык с РЖД и почему инженерные сети должны принадлежать городу, а не частной компании.

Сегодня карельские бизнесмены и ученые-экономисты провели четвертую сессию в рамках программы Агентства стратегических инициатив. Заявленная тема: как сделать партнерство с субъектами естественных монополий более эффективным?


Субъект естественной монополии – это компания, производящая что-либо без конкуренции с другими производителями Или предоставляющая в таких условиях определенную услугу. Например, «Газпром» считается естественной монополией потому, что имеет уникальное право на транспортировку голубого топлива по России.

Сначала рассмотрели конкретные примеры такого взаимодействия. Гендиректор строительной компании «ВЕК» Евгений Воскобойников рассказал о том, как бизнес работает с монополистами в сфере строительства.

По словам коммерсанта, по отдельным направлениям у его компании в последнее время проблем практически не возникает. Например, услуги связи раньше были монопольно закреплены за одним игроком, но постепенно в этом сегменте рынка появляется конкуренция. Соответственно, снижаются цены и становится проще работать с поставщиками услуг.

Довольно успешно у «ВЕКа» складываются отношения и с главным отечественным монополистом – «Газпромом». Госкорпорация прокладывает к новым жилым комплексам газопровод, что позволяет существенно снизить коммунальные платежи. Довольны и жильцы, и застройщик.

Иная ситуация – с Петрозаводскими коммунальными системами.

— Проблему я увидел еще тогда, когда заключался договор между Петрозаводском и РКС («Российские коммунальные системы», головная компания ПКС – прим. ред.). Тогда город, очевидно, решил в непростые для себя времена избавиться от части проблем и передал всё коммунальное хозяйство в частные руки, — посетовал Воскобойников.

В результате – более 300 километров инженерных сетей в Петрозаводске, по словам строителя, фактически бесхозны.

— Есть конкретный пример: на набережной Варкауса мы построили водопровод, канализацию, ливневую канализацию. Но город их не принял, эксплуатирует их ПКС. И если что-то с этими сетями случится, неизвестно, кто будет проблему исправлять, — сказал глава компании-застройщика.

Евгений Воскобойников считает, что коммунальные сети должны принадлежать муниципальной власти, а не частной компании. А присутствовавший на сессии глава карельского УФАС Артур Пряхин предложил бизнесменам письменно оформить свои претензии к ПКС и передать их в антимонопольное ведомство.

О проблемах взаимодействия с еще более крупным монополистом – компанией «РЖД» — рассказал гендиректор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой. Проблемы эти так или иначе сводятся к тому, что госкорпорация не всегда прислушивается к позиции местных предпринимателей. По мнению бизнесмена, исправить ситуацию может рабочая группа, которая должна оперативно решать вопросы ценовой политики, проблем с перевозкой грузов и так далее.

После обсуждения конкретных примеров участники сессии попытались выработать предложения, которые должны войти в паспорт проекта.

Почти все выступавшие отмечали, что большинство обсуждавшихся на заседании проблем можно решить только на федеральном уровне – изменяя законодательство.

Еще одна очевидная проблема – отсутствие согласованности в действиях представителей разных отраслей производства. А согласованность необходима: единым фронтом отстаивать свои интересы с тем же РЖД гораздо проще, чем поодиночке.

Эту проблему – отсутствие согласованности – может усугубить реформа органов исполнительной власти в республике. Бизнесмены опасаются, что новая структура может еще больше обособить отельные отрасли карельской экономики. Впрочем, директор Института экономики Юрий Савельев эту вероятность исключает, поскольку проектное управление, которое пытаются внедрить эксперты АСИ, как раз предполагает активное межведомственное взаимодействие.

По итогам дискуссии в паспорт проекта решили внести следующие предложения:


более четкое определение приоритетов во взаимодействии с субъектами естественных монополий;

решение правовых вопросов строительства и содержания электрических сетей;

выработка механизмов более быстрого выделения земли под строительство инженерных сетей;

упрощение процедуры согласования строительства инфраструктурных объектов;

проблема несогласованности в принятии решений;

выработка регламента согласования интересов бизнеса, органов власти и субъектов естественных монополий;

усиление общественного контроля за деятельностью естественных монополий

В ближайшее время для более детальной проработки предложений будет создана инициативная группа. Она должна подготовить паспорт проекта, который в конце апреля будет передан главе республики.

Следующая сессия будет посвящена подготовке квалифицированных кадров для карельской экономики.