Амбициозные задачи Арктики: как будут развивать северные районы Карелии

Более трети территории нашей республики входит в Арктическую зону. Это шесть районов Карелии, в которых действуют особые экономические условия, - ими уже вовсю интересуются инвесторы. Представители власти, бизнеса и науки обсудили на онлайн-семинаре, как правильно развивать северный потенциал.

Побережье Белого моря, село Колежма. Фото: ИА "Республика" / Сергей Макеев.

Побережье Белого моря, село Колежма. Фото: ИА "Республика" / Сергей Макеев.

В этом году список арктических районов Карелии расширился: теперь к этой зоне относятся Беломорский, Лоухский, Кемский, Сегежский, Калевальский районы и Костомукша — то есть почти 40% территории республики сегодня входят в Арктическую зону Российской Федерации.

Арктический статус предполагает прежде всего особый экономический режим — налоговые льготы и административные преференции для инвесторов, которые захотят разместить в этих районах свои предприятия. Но вхождение в Арктическую зону не сводится к чисто экономическим вопросам — оно предполагает комплексное развитие территорий, создание благоприятных условий для жизни и работы.

О том, как обеспечить все необходимые векторы развития, говорили на прошлой неделе на семинаре «О стратегическом пространственном планировании в Республике Карелия в связи с расширением карельской территории в Арктической зоне Российской Федерации», который прошел в режиме видео-конференц-связи. Он собрал более 50 участников — представителей власти, а также экспертов регионального и федерального уровня.

Стратегия

В марте этого года президент России Владимир Путин подписал указ, определяющий основы государственной политики в Арктике до 2035 года. В октябре появился еще один документ — Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности на этот же период. Свои предложения для них подготовила и Карелия, и практически все они были учтены в федеральном центре, отметил, открывая семинар, вице-премьер правительства республики Дмитрий Родионов.

«Разработчик стратегии учел все базовые направления развитии северных территорий, и надеюсь, что до 2035 года региональный раздел будет наполняться новыми направлениями, например, научно-образовательным, — сказал Родионов. — Наш регион — относительно новый арктический субъект, который сегодня намерен укрепить свои позиции в Арктической зоне и стать ее полноправной частью не только в юридическом смысле, но и в практическом. Нам с вами предстоит над этим очень кропотливо и усердно работать».

Дмитрий Родионов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Дмитрий Родионов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Первая задача, которая встанет перед карельскими властями, — привести госпрограммы и Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года в соответствие со стратегией арктической. В ней особо важное значение приобретает повышение качества жизни людей — именно эта цель в документе прописана как одна из центральных, рассказала представитель Министерства по делам Дальнего Востока и Арктики Александра Демидова.

«Стратегия содержит конкретные механизмы для создания к 2035 году роста продолжительности жизни [во всех арктических регионах] до среднероссийского уровня, остановки миграционного оттока, увеличения численности населения, создания 200 тысяч новых рабочих мест, увеличения валового регионального продукта в 1,5 раза и увеличения грузоперевозок по Северному морскому пути до 130 миллионов тонн. Это огромные амбициозные задачи, которые мы ставим перед собой и перед вами», — отметила Демидова.

Достигнуть их, по замыслу властей, помогут в том числе те самые преференции для инвесторов, которые способствуют открытию новых производств, созданию рабочих мест и поступлению налогов в бюджет. По словам Александры Демидовой, в Арктической зоне России уже зарегистрировано 16 резидентов, пожелавших воспользоваться условиями особой экономической зоны.

«Общий объем инвестиций составляет более 55 миллиардов рублей. Запланировано создание 2 855 новых рабочих мест, — сказала представитель Минвостокразвития. — Всего на инвестиционном портале Арктики зарегистрировано 182 потенциальных проекта на общий объем инвестиций более 375 миллиардов рублей. Но мы, конечно, рассчитываем, что все проекты станут резидентами и будут реализованы на территории Арктической зоны».

В реестр резидентов от  Карелии уже включены четыре организации — это ИП Журавлёв, который займется организацией придорожного сервиса в поселке Пушной, ООО «Арктическая Пуховая Компания Ру-Ис», работающая в сфере производства пера и пуха, ООО «АПИЛА», запустившее производство краски, и ООО «ЭЛИТ ПРОФИ», планирующее размещение туристов.

В ближайшее время реестр пополнят еще три резидента. Их заявки уже одобрены, сейчас идет подписание необходимых соглашений. Общий объем инвестиций резидентов составит почти 1,5 миллиарда рублей, при этом будут созданы 165 новых рабочих мест.

 

Налоги, которые будут поступать от инвесторов, власти планируют направить на социальное развитие арктических территорий, создав так называемый фонд развития Арктики. Этот механизм финансирования, по словам Демидовой, должен заработать к 2022 году.

К причалу в Рабочеостровске подходит корабль

Приплыли. Фото: Игорь Георгиевский

Конкурентные преимущества и риски

Чтобы стратегия развития сработала, необходимо учитывать и сильные стороны арктических территорий, и возможные угрозы и риски. Об этом на семинаре говорили сразу несколько докладчиков, среди них советник при ректоре ПетрГУ, доктор экономических наук Валерий Шлямин.

По его словам, у каждого из девяти арктических регионов есть свои сильные и слабые стороны.

«За последние 20 лет именно Карелия сильнее всего страдала от замедления темпов развития: это и отток населения на 16% за 20 лет, и снижение наших позиций в инвестиционном рейтинге. Играет роль не просто уменьшение населения в Карелии, но и ухудшение структуры трудоспособного населения. Молодежь уезжает не только учиться, но и определяет свою жизнь в наших столицах», — отметил Шлямин.

Валерий Шлямин

Валерий Шлямин. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Играет роль тот факт, что в Карелии, как и везде на севере, климат меняется быстрее, чем в центральных регионах. Кроме того, имеют значение и внешние риски: внешнеполитическая ситуация, санкции. В таких условиях республике нужна грамотная стратегия регионального развития.

Например, стоит обратить внимание на особое географическое положение: Карелия территориально связывает Санкт-Петербург, Мурманский и Архангельский морские узлы и Финляндию.

«Карелия может связывать Коми, Архангельскую область, Мурманскую область — от Урала и до границы с Финляндией, с выходом на Северную Европу, — отметил Валерий Шлямин. — Наши китайские партнеры уже оценили, что пропускная способность Санкт-Петербурга как транзитного транспортного узла ограничена. И вот этот контейнерный товаропоток, который к 2030 году формируется между Европой и Китаем, нуждается в альтернативном маршруте севернее Санкт-Петербурга. Понятно, что лучшего места, чем Карелия, тут не найти. На каждом миллионе тонн груза транзита создается не менее 400 новых рабочих мест, это всегда нужно помнить».

Перспективной эксперту видится сеть центров обработки данных, которая успешно создается в Карелии и вполне вписывается в идеологию платформы цифровой Арктики. Заметный логистический и туристический потенциал есть у карельского Беломорья. И здесь важным моментом, по мнению докладчика, становится межрегиональная кооперация: Карелия должна налаживать связи с другими арктическими регионами, чтобы успешно развивать по-настоящему крупные проекты — например, проект создания научно-образовательного центра мирового уровня.

Беломорские петроглифы. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Беломорские петроглифы. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

О важности межрегионального сотрудничества говорил и Александр Ходачек, президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. По его словам, самые сильные стороны Карелии сегодня — возможности для развития туризма и для создания инновационных производств на базе действующих технопарков и площадок с необходимой инфраструктурой. Кроме того, конкурентным преимуществом эксперт назвал уникальные природные условия.

«Нужны новые направления развития республики, и это, на мой взгляд, транспортно-логистическое направление и туризм. Речь идет о создании новых маршрутов, и один из них — это маршрут «Серебряное ожерелье России» и недавно заработавший поезд Zarengold».

У карельских властей есть планы по реконструкции причала в Беломорске. Это мероприятие включено в проект комплексной концепции развития отдельных территорий республики, исторически связанных с Соловецким архипелагом.

Также в проект концепции входит строительство морского глубоководного грузопассажирского порта «Кемь». Это станет не только точкой притяжения для туристов и предпринимателей, но и важным элементом инфраструктуры Соловецкого архипелага и арктической Карелии.

Идет подготовка документов для создания федерального предприятия на базе аэропорта «Петрозаводск» и передачи в его ведение посадочных площадок в Костомукше и Калевале. Это часть индивидуальной программы социально-экономического развития Карелии на период с 2020 по 2024 год.

При этом, по словам Ходачека, обязательно нужно учитывать возможности для взаимодействия с другими субъектами, входящими в Арктику.

«В стратегии развития до 2035 года очень важная роль отведена Петербургу, поэтому, на наш взгляд, очень важным является и пролонгация, и развитие соглашений о сотрудничестве в рамках тех возможностей, которые может предоставить Петербург за счет его научной, проектной и учебной базы», — отметил президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Семинар по Арктике длился около трех часов и, по словам участников, оказался весьма продуктивным для всех заинтересованных сторон. В дальнейшем такие семинары станут регулярными и, возможно, приобретут более дискуссионный характер, чтобы участники могли не только слушать доклады, но и обсуждать наиболее проблемные вопросы.