«Железо». Для взрослых

24 сентября в Театре кукол РК пройдет премьера спектакля «Железо». Работа адресована взрослому зрителю. Ретро-историю любви Вени и Зины рассказывают талантливые люди — режиссёр Борис Константинов и художник Виктор Антонов.

24 сентября в Театре кукол РК пройдет премьера спектакля «Железо». Работа адресована взрослому зрителю. Ретро-историю любви Вени и Зины рассказывают талантливые люди — режиссёр Борис Константинов и художник Виктор Антонов.

Действующие лица. ЗАЗ 965-А

Так художник Виктор Антонов представил себе главного героя спектакля «ЗАЗ 965-А»

Так художник Виктор Антонов представил себе главного героя спектакля «ЗАЗ 965-А»

«…Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы, уже нет…»

Так Гоголь писал в своих «Старосветских помещиках», эту фразу повторяет и главный герой спектакля — старый ЗАЗ 965-А, самая первая модель «Запорожца», тот самый народный автомобиль –«горбатый» и «ведро с болтами».

— Одушевление предметов — вещь в литературе довольно распространенная. К примеру, в сказках почти каждый предмет имеет душу. И у нас так. Что такое «Запорожец»? Для меня — часть эпохи. Он стоил несколько месячных зарплат. 1000 бутылок водки. Он все время ломался, но в то время можно было забраться в мотор, поковыряться в нем и починить. Без всяких автомастерских. Сейчас современному человеку, по рассказам его родителей, дедушек, бабушек, может показаться, что все было серо, плохо и горбато, — поясняет свой замысел Борис Константинов.

Наш спектакль же — это добрый привет тому времени, когда наши родители были молоды, счастливы… и любили.

«Запорожец» — машина маленькая, но места всем хватало. И сиденье переднее можно было развернуть, разложить, и получался почти диван. Машина сулила огромное счастье владельцам. Как и прежде, в спектакле его любят и ненавидят. Художник Виктор Антонов делает ЗАЗ 965-А по памяти — точно такую модель, один в один, какая была в его семье, и с которой было связано много смешных и грустных моментов. Даже цвет подбирает такой же.

У «Запорожца» итальянские корни. Советские конструкторы взяли за его основу модель «Фиата», чуть изменили, перенесли мотор в багажник. Любили говорить, что у него папа — «Фиат», мама — стиральная машинка.

Действующие лица. Зина и Веня Рулевы

Итак, «Запорожец» — рассказчик, он ведет историю двух персонажей — Зины и Вени. Двух «маленьких людей», добрых душ.

Зина - героиня спектакля «Железо». Эскиз

Зина — героиня спектакля «Железо». Эскиз

Зина — пенсионерка. Любит Веню. Любит шить. Мечтает поехать на море.

Веня - герой спектакля «Железо». Эскиз

Веня — герой спектакля «Железо». Эскиз

Веня — муж Зины. Любит железки и мечтает отвезти Зину на море.

— Моя мама однажды, пока мы спали, нарисовала у нас дома на выбеленной стене печки море. И мы проснулись: море, шезлонги, красивая девушка в бикини, коктейльный зонтик в бокале… Ну не могла она нас отправить на море — просто нарисовала, чтобы мы видели красоту, — вспоминает режиссер.

Сцена из спектакля «Железо». Эскиз

Сцена из спектакля «Железо». Эскиз

— Зиночка, с нашими пенсиями только на речку. Какое море? — говорит Веня.

— А я шить буду — заработаем!

Зина нашила вещей, накопила денег. Веня пошел на вокзал за билетами и случайно купил вместо них «Запорожец». Человек он был невезучий, сразу разбил свое приобретение. Зина простила, но погрустнела: раньше они все вдвоем делали. Теперь Веня пропадает с железками — чинит машину. Где-то там гремит своими ключами. А она осталась здесь…

Если проследить за сегодняшней тенденцией в театре, то возникает ощущение, что театр существует только для того, чтобы за что-то бороться, кому-то что-то доказывать. У многих режиссеров всё дело в конфликте, в сопротивлении сегодняшнему дню. Мне кажется, что сегодня этой борьбы, этого серого так много, что, наоборот, хочется чего-то доброго, — рассказывает Борис Константинов.

Место действия

Место действия спектакля — небесная автомастерская.

— В какой-то мере наш спектакль — сказка. Часто, проживая жизнь, люди не получают того, что они заслужили. И мы, сделав героев ангелами, дали им возможность жить по-настоящему.

Хотелось, чтобы спектакль нашел своего зрителя. Чтобы, вопреки распространенному мнению, люди не думали, что раз театр кукольный — значит, только для детей. Но я буду рад, если в зале увижу отца рядом с 6-летнем сыном, которому он бы мог объяснить, что такое трамблер, — подытожил автор работы.

Спектакль создан совместно с Творческим объединением «КультПроект» при поддержке Министерства культуры РФ.

Режиссер спектакля «Железо» Борис Константинов

Режиссер спектакля «Железо» Борис Константинов

Борис Константинов — главный режиссер Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова, лауреат премий «Золотая маска». Работал в театре марионеток в Германии. Ставил спектакли в России и за рубежом, преподавал в СПГАТИ. Один из авторов проекта «Karlsson Haus».

Виктор Антонов, художник спектакля «Железо»

Виктор Антонов, художник спектакля «Железо»

Виктор Антонов — художник Театра кукол, педагог. Работал как в России, так и за рубежом. Как режиссер и художник поставил сольную программу с цирковыми марионетками «Цирк на нитях» и спектакль «Кошка, которая…» в театре «Кукольный формат». Лауреат премии «Золотая маска».