В Музыкальном театре прошла генеральная репетиция оперы «Алеко»

Режиссер Анна Осипенко приблизила действие к нашему времени: пушкинских цыган сменили люди, похожие на хиппи, вольности добавили мастера трикинга и капоэйры, прыгающие через голову, демонстрирующие трюки и приемы боевых искусств.

Наталья Ландовская в роли Земфиры. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Премьерой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» должен был открыться фестиваль молодых звезд оперы «ОпераVita». По причинам, связанным с эпидемиологической ситуацией, премьеру перенесли на январь, а 3 декабря в Музыкальном театре прошла генеральная репетиция спектакля.
Представление «Алеко» в программке заявлено как опера семистейдж, то есть полуконцертное театрализованное представление с минимальными декорациями и гримом, однако у создателей вышел полноценный спектакль (сценограф – Кадрия Биккинеева, художник по свету – Александр Кибиткин). Действие происходит в некоем условном месте, напоминающем колонию хиппи: свободные люди живут своей вольной жизнью, открыто выясняют отношения, объединяются для поддержки друг друга, не терпят насилия. В спектакле эти «кочевники» выглядят очень колоритно.
Несмотря на современный антураж и костюмы героев, опера «Алеко» звучит в классическом варианте.

Алеко (Павел Назаров) так же, как у Пушкина и Рахманинова, страдает, мучается ревностью, Земфира (Наталья Ландовская) отдается страстной любви к молодому цыгану (Чингиз Кадыров). Сохраняется и параллелизм историй отца Земфиры (Александр Ватолкин), от которого сбежала жена, и Алеко, оказавшегося в роли «старого мужа». Драматический накал происходящего довольно высок. Добавляет экспрессии и танцевальная партитура спектакля, организованная хореографом Александром Козиным, специализирующемся на современных танцевальных техниках.


Опера молодого Рахманинова считается довольно сложной для постановки: здесь много вещей, которые дирижеру нужно додумывать. Как это сделал музыкальный руководитель и дирижер Михаил Синькевич, можно будет увидеть и услышать 16 января.

Опера «Алеко» имеет свою историю постановок в Карелии. В середине 1930-х годов она шла на сцене первого государственного музыкального театра республики, в Центральном театре ББК НКВД. Исполнителями и постановщиками оперы были заключенные. В 1999 году на сцене Музыкального театра Карелии оперу 19-летнего Рахманинова поставил Дмитрий Утикеев. В спектакле были заняты артисты не только оперной, но и балетной труппы.

Фестиваль «ОпераVita» проходит в Петрозаводске во второй раз. В программе фестиваля – гала-концерт Надежды Павловой (13 декабря), опера в концертном исполнении «Царская невеста» (15 декабря) с Надеждой Павловой, примой Пермского оперного театра, и Романом Бурденко, солистом Мариинского театра, опера «Пиковая дама» (31 января).