Учитель Фрадков

500 слов от директора Национального музея Карелии Михаила Гольденберга о выдающемся карельском педагоге Исааке Фрадкове.

Яркий педагог как библейский ветер. Его идеи  возвращаются через поколения. Педагогика Исаака Самойловича Фрадкова подтверждает эту истину. Карелии повезло, что синусоида его судьбы, включившая в себя войну и службу в армии, привела молодого учителя математики в нашу республику. В ней расцвел его талант. Талант учителя, талант директора школы, талант духовного лидера  учительства Карелии.

В 29 лет он стал директором одной из центральных школ города – школы № 9. Это не просто номер школы – это эпоха, по всем законам истории ставшая легендой. Созданный Фрадковым коллектив состоял из единомышленников. Эта школа напоминала идеальную книгу учеников и учителей. Научный, технический редактор, корректор и ее автор – Исаак Фрадков. Типичная и очень нетипичная авторская школа. Хотя самого термина «авторская школа» в те времена 50-х – 70-х годов еще не было. Петрозаводскую школу № 9 с директором  И. С. Фрадковым можно смело ставить в один ряд  с авторскими школами А. Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга, В. А. Караковского, М. П. Щетинина, снискавшими славу по всей России.

Постулаты директора Фрадкова с виду были нехитрыми: школьный коллектив – единство учителей и учеников, предполагающее доверие друг к другу, уважение, а не слепое подчинение, подавление. Школа как семейная община, в которой ученики равноправные общинники. Самоуправление – конек школы Фрадкова. Знаю многих учеников Исаака Самойловича: их отличают жизненный почерк, целеустремленность, самостоятельное мышление, трудолюбие, высокий уровень общения. И дело не в том, сколько из них стало докторами и кандидатами наук (кстати, много), руководящими работниками.  Они стали людьми с активной жизненной позицией, просто порядочными людьми, для которых честь и совесть не пустые слова. Разве это не актуально сегодня?

Это был не просто директор школы по должности. И. С. Фрадков был духовным лидером коллектива. Мотор, вдохновитель новых идей, климатолог коллектива, который он подбирал, как будто здание строил. А разве сегодня директорский корпус не испытывает дефицит духовных лидеров?

Его  отличало свойство тонкого педагогического диагноста. В 80-90-е годы, почувствовав отставание школы от жизни, Исаак Самойлович возглавил работу по созданию учебно-производственного комбината, затем Центра профориентации. В начале 90-х,  когда школа попала под «асфальтный каток» единых требований, норм, оценок очень разных учеников, которых стали словно выглаживать утюгом, он создает предприятие «Интеллект», а затем школу одаренных детей, на базе которой образуется Республиканская школьная академия. Фрадков со своей  командой ищет карельских Ломоносовых и находит не только учеников-исследователей, но и создает условия, чтобы и учитель не терял навык научного руководителя. И везде он духовный лидер, конструктор, педагогический Королев, запускавший на орбиту педагогические корабли. Среди его запущенных спутников и Державинский лицей, и лицей № 1, и, пожалуй, ярчайший интеллектуальный «космический корабль», запущенный им,  газета «Лицей», которая сейчас существует, к сожалению, только как интернет-издание. Эти спутники на орбите и сегодня.

Конечно, все это давалось непросто. Это был борец, смело открывавший любую чиновничью дверь. Фрадков-созидатель преодолевал формализм, косность, перестраховщину, а иногда просто глупость. Конечно, был и инфаркт, и подорванное здоровье. Но как не хватает сегодня такого бесстрашного рыцаря педагогики, отдавшего ей 50 лет. Я имел честь учиться педагогике у И. С. Фрадкова в университете. Приведу его цитату: «Я пережил много школьных реформ, активно участвовал в их реализации. Чем кончались все они? Однозначно ответить сложно. Ясно одно: никто и никогда не подводил их итогов, зато начиналась новая. И так без конца…» Разве это не важно понять сегодня?

Михаил Гольденберг,
директор Национального музея РК

Абзац