Три карела

Потрешь карела — и обнаружишь блогера. Свежая подборка историй от проекта «Сельский блогер».

Потрешь карела — и обнаружишь блогера. Свежая подборка историй от проекта «Сельский блогер».

Напомним, проект запустили в соцсетях Ассоциация этнокультурных центров «ЭХО» и туристическая компания «Карелика». Все посты вы найдете в группе соцсети «ВКонтакте». А мы подготовили для наших читателей новую подборку снимков и текстов.

Анастасия Сало:

— Среди моих друзей и знакомых много карелов. По внешнему виду можно и не догадаться, но приглядишься — и ошибиться сложно. И дело вовсе не в цвете волос, есть и брюнеты. Скорее черты лица, характер… Словами сложно описать. А вот один этнограф XIX века все же попытался: «Они среднего роста, среднего сложения, волосы чаще русые, глаза серые, синие, редко черные. Нос картофелиной. Мужчины с бородой и усами. А с платками или шарфами вообще не расстаются. На улице, в избе — на шее платок… Говорят мирно».

Часто про карелов можно услышать: примороженные (за медлительность, несуетливость). А у меня другие наблюдения.

Женщины. Карелы. 20-е годы. XX в.

Женщины. Карелы. 20-е гг. XX в. Фото: Фонды РЭМ

Я часто бываю в Финляндии и много общаюсь с финнами. Бывает, разговоришься, и высняется, что человек-то с карельскими корнями: либо сам родился в финской Карелии, либо предки родом из Приладожья.

Так вот, я стала замечать, что люди эти отличаются от финнов. Они более открытые, улыбаются. Более подвижные, что ли. Совпадение? Решила себя проверить. Если новый знакомый отличался от финнов большей открытостью, то просто в лоб спрашивала: а не карел/ка ли ты случаем? Нет ли карельских корней? Вы не поверите — ни разу не ошиблась!

Залавруга, Беломорский район

Залавруга, Беломорский район. Фото: Сергей Савельев

Сергей Савельев:

— Одна из теорий гласит, что к числу транспортных средств, которые мог использовать древний охотник, следует отнести и ЛОСЯ.

На мезолитических памятниках Русской равнины найдены многочисленные сани и салазки. Салазки представляли собой транспортное устройство на полозьях, сечение почти плоское, а передние концы тонкие и загнутые вверх. Длина салазок достигала 4 метров. Сани имели сложную систему деталей, состоявшую из вертикальных стоек, ременных тяжей и дощатой платформы. Длина саней превышала 3 метра (Виргинский B.C., Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. 1993).

За неимением другой тягловой силы эти сани и салазки могли тянуть только лоси. Эти животные обильно использовались в хозяйстве мезолитического человека центра Русской равнины, о чем говорят беломорские петроглифы, на которых частым изображением является человек, едущий на лыжах за лосем (рядом показаны ещё люди, стоящие на лыжах). Причё, из композиции можно предположить, что человек едет за лосем, используя вожжи. То есть лось в данном случае является тягловым животным. Аналогичные изображения находим и на средневековых картах. Таким образом, в мезолите Русской равнины люди уже использовали и лыжи, и лосей в качестве транспорта. Естественно, и то, и другое нашло отражение в мифах.

Лахденпохья. «Родник» здесь бил еще с девяностых

Лахденпохья. «Родник» здесь бил еще с девяностых. Фото: Артема Леонова / vk.com/lahden

Артем Леонов:

— Чуть разбавлю местную елейную картинку своим «неформатом». Вчера был большой ремонт на городском водопроводе. «Родник», бивший в этом месте не один год, наконец раскопали и уничтожили. Так иногда хирурги делают свои операции, вырезая больную часть организма ради того, чтобы человек жил. Местные жители вспоминали: мол, вода тут била из-под земли еще с 90-х. А кто-то даже припомнил, как лет 15-20 назад именно тут случилась авария. Память не подвела: чопики — деревяшки-затычки, вбитые в металлическую трубу, специалисты обнаружили там, где и предсказали.

Случайно замеченный на ремонте водопровода депутат городского поселения и по совместительству главный тепловик в Лахденпохье Роман Казымов к вечеру радовался: дырку в трубе нашли, «чопленный» кусок вырезали. Заодно рассказал, что Лахденпохский водоканал купил экскаватор и принял на зарплату экскаваторщика. Ранее такую технику приходилось нанимать, иногда это обходилось в 30-40 тысяч на устранение одной аварии. Теперь деньги идут на запчасти.

Кстати, вчерашний ремонт вместе со всеми запчастями примерно в 40 тысяч и обошелся.

Фото: Анастасия Сало

Фото: Анастасия Сало

Анастасия Сало:

— Есть на севере Карелии один поселок, где с некоторых пор я хотела побывать. Особую популярность он получил после выхода в свет фильма «Остров». Рабочеостровск — место паломничества современных туристов. Выглядит все настолько натурально, что и не подумаешь, что церковь не старинная — века, так скажем, 18-го. А на самом деле перестроили старый барак: подлатали и надстроили купола.

А помните в фильме колокольню? Это навигационная башня. Съемочная группа сделала из нее колокольню, полагая, что она старая и простаивает. Но оказалось, что башня вполне себе действующая, и за переделку рабочим попало. Но снять колокольню для фильма все же успели.

Декорации сохранились практически полностью. А в «церкви», говорят, поселился местный бездомный. Следит за ней, поддерживает в хорошем состоянии и даже водит экскурсии для туристов.

Паданы, Медвежьегорский район, домашнее ткачество, двусторонняя вышивка. Изображены лев и муравьед.

Паданы, Медвежьегорский район, домашнее ткачество, двусторонняя вышивка. Изображены лев и муравьед. Фото: из собрания Национального музея Карелии

Татьяна Бердашева:

— Замечали, что музейные полотенца, которым по 100-150 лет, выглядят гораздо лучше, чем их современные собратья после года использования? Думаете, это оттого, что старинные полотенца сделаны из более прочной ткани и стираны только вручную?

Идеальная сохранность объясняется совсем иначе: этими полотенцами не пользовались. Красивыми, узорными, расшитыми полотенцами — не пользовались. Для бытовых нужд существовали тряпочки-рукотёрки, а у хозяек — повседневный передник (праздничный тоже не пачкали).

Расшитые полотенца — участники различных обрядов: свадебных, поминальных, похоронных. Девушкам до замужества нужно было заготовить множество полотенец. Ходили они вечерами на бесёды и рукодельничали за песнями да шутками, ткали да расшивали приданое. Количество полотенец в приданом колебалось от 40 до 100 штук! Укладывали их в сундук до заветного часа, когда можно было наконец-то одарить всю родню жениха, а заодно и продемонстрировать наглядно, какую мастерицу берут в жёны.

В Карелии традиционно вышивали красными нитками по белому фону, реже — белыми по красному. Красный — оберег, белый — цвет снега, чистоты.

Изображения самые разные: геометрические фигуры, растения, всадники, берегини, животные… Как думаете, где карельские вышивальщицы умудрились увидеть льва и муравьеда?

Василий из села Мандроги играет на колесной лире

Фото: Илона Румянцева

Илона Румянцева:

— Смотрю: сидит мужик. Как тут не подойти? Тем более лицо в бороде и рубашка красная. И звук какой-то исходит. Всяких я видала национальных инструментов, а такой у нас в диковинку.

И верно — в Карелии таких не водилось, привозная штучка. Их далеких (палестин) европ. Но прижилось очень сильно и давно на юге страны. Колесная лира. Крутишь, пальцем жмешь, струны на этой — четыре, а вообще может быть и до двенадцати.

Молодец мужик-то! Зовут Василий — но не поэтому молодец. А потому что полюбил наш край. Родина его — Мандроги, тоже место знатное. Однако ж образовалась у Василия в наших краях зазноба. И стал он сюда ездить и сильно Карелию любить. И это я совершенно одобряю.

Встретилась я с этим героем на Фестивале сена, который проходил рядом с Кивачом 18 июля. А в Мандрогах свой праздник жизни в это время намечался. Но Василий выбрал наш. Усердно пел очень даже приятные песни.

Эй, мужики! Выбирайте себе тутошных невест, переезжайте к нам, не пожалеете! Нам такие мастера надобны. Вот Василий, к примеру, инструменты эти сам сделал. Такой на раз впишется в наши любимые пейзажи. Доброго здоровья, Василий, обживайтесь, мы вам рады.

ВИДЕО: Сельскiй шансонье Василiй Евхимовичъ исполняетъ пѣсню «Миллiонъ алыхъ розъ» изъ репертуара этуали столичныхъ кабаре Аллы Пугачовой. Фильма любезно предоставлена синематографическим журналом «Ника-плюсъ». Обработка «Петрозавдскаго Совѣтчика».

https://eb.utuoy/io78lg5F7Wo