ОСАГО на дрожжах

С 12 апреля стоимость обязательного страхового полиса для автомобилистов в России выросла в среднем на 40 процентов. Центробанк объясняет это тем, что нужно создавать в среде страховщиков здоровую конкуренцию, но в Карелии она не наблюдается.

С 12 апреля стоимость обязательного страхового полиса для автомобилистов в России выросла в среднем на 40 процентов. Центробанк объясняет это тем, что нужно создавать в среде страховщиков здоровую конкуренцию. Кроме того, увеличились страховые выплаты по ущербу в ДТП, так что компании будут работать себе в убыток, если не поднимут стоимость полиса. В Карелии ОСАГО теперь стоит на 43 процента дороже, а компании игнорируют «тарифный коридор». Никакой здоровой конкуренции в среде страховщиков у нас не наблюдается.

Рост цен на обязательное страхование связывают с тем, что с 1 апреля увеличен размер страховых выплат за вред, причиненный в аварии здоровью водителей и пассажиров. Теперь по этой статье можно получить компенсацию полмиллиона рублей. Страховщикам нужно откуда-то эти деньги брать, чтобы не обанкротиться в первый же месяц. Поэтому Центробанк решил, что с 12 апреля тариф вырастет на 40 процентов. При этом, напомним, ОСАГО уже дорожал совсем недавно, в октябре 2014 года, на 30 процентов.

Вопрос о стоимости полиса задали и президенту России Владимиру Путину по время его «прямой линии» 16 апреля.

— Это экономически вынужденная мера, мы 11 лет не корректировали эту ставку. Подобные необходимые вещи нужно делать своевременно, в противном случае страховые компании просто уходят из этого сегмента рынка, и получится хаос, — ответил Владимир Путин, но обещал подумать, как ввести пониженные тарифы ОСАГО для малообеспеченных категорий граждан.

Когда Центробанк повышал тарифную ставку, очень много говорилось об увеличении «тарифного коридора». То есть определенной суммы, в пределах которой страховые компании могут конкурировать. Например, на одном конце Петрозаводска полис стоил бы пять рублей, а на другом — семь. Правда, оказалось, что у нас это пока не действует.

«Республика» обзвонила самые популярные страховые компании в Петрозаводске, чтобы понять, сколько сейчас у нас стоит оформить ОСАГО. Спрашивали мы о легковом автомобиле до 100 лошадиных сил с опытным водителем петрозаводчанином за рулем. Компании «Ресо-Гарантия», «Альфастрахование», «Югория», «Ингосстрах» в один голос сказали нам — 5888 рублей. Еще несколько страховщиков вроде «Ренессанса» и «Росгосстраха» отказались считать стоимость по телефону — только с документами при личной встрече. Наш корреспондент оформлял ОСАГО в декабре и тогда при таких же условиях полис обошелся в 3300 рублей. То есть стоимость его выросла на 43 процента.

Если опираться на данные из других регионов, нам еще очень повезло. Дело в том, что территориальная ставка Петрозаводска — 1,3, а Карелии — 0,8. Она рассчитывается исходя из количества ДТП в регионе и городе. И мы далеко не самые аварийные, несмотря на ежедневный поток видео аварий в карельском рунете. Например, в Москве ОСАГО теперь стоит 9800 рублей, в Питере — 8800 рублей, в Волгограде — 6400, а в Хабаровске — 8400.

Водители уже заочно решили для себя дилемму, как найти почти 6000 рублей на страховку. Никак. Федеральные эксперты опасаются, что теперь владельцам авто будет выгоднее платить штрафы за отсутствие полиса, чем покупать новый. Причем поймать водителя с просроченной страховкой можно, лишь если его остановит полицейский. ГИБДД Карелии на вопрос, возможно ли такое, лишь пожимает плечами и отправляет нас к Кодексу об административных правонарушениях.

«Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей», — говорит нам КоАП.

Причем фракция ЛДПР уже пытается протолкнуть в Госдуму законопроект, согласно которому этот штраф уменьшится до 500 рублей. Да и номера откручивать при таком нарушении не будут. Отметим, что более строгого наказания за повторную езду без полиса в кодексе не предусмотрено. Вас могут штрафовать хоть у каждого столба семь с половиной раз (в этом случае вы заплатите как раз стоимость полиса) – размер штрафа от этого не изменится.

Напомним, ОСАГО рассчитывается, исходя из мощности автомобиля, регионального (территориального) коэффициента, возраста и стажа водителя, числа лиц, допущенных к управлению и так называемого «бонуса-малуса». О последнем пункте нам напомнили все петрозаводские страховые компании, куда мы звонили выяснять стоимость полиса. Бонус дается водителю за безаварийную езду. Например, если вы год не попадали в аварии, можно получить скидку 5 процентов. Тогда ОСАГО будет стоить не 5888 рублей, а 5590 рублей. Конечно, маленькое утешение, но хотя бы такое. За десять лет без аварий можно получить уже 50-процентную скидку.

В завершении порадуем карельских автолюбителей последним заявлением Центробанка:  «В настоящее время Банк России не рассматривает возможности увеличения страховых тарифов по ОСАГО в ближайшей перспективе». Ну, хоть на этом спасибо.

Хорошие карельские книги. Почти даром