Общественная палата помогает диалогу местной власти и бизнеса

Как выстроить эффективный диалог бизнеса с муниципальной властью? Об этом «Республика» побеседовала с заместителем директора Института экономики КарНЦ РАН, руководителем комиссии по вопросам экономического развития и поддержки предпринимательства Общественной палаты РК Евгением Жирнелем.

Как выстроить эффективный диалог бизнеса с муниципальной властью? И не просто диалог, а партнерские отношения,  реальное взаимодействие, которое стало бы стимулом, а в ряде случаев и локомотивом для развития территорий? Общественная палата Карелии инициировала широкое обсуждение этой темы с участием предпринимателей. Об актуальности этой темы «Республика» побеседовала с заместителем директора Института экономики КарНЦ РАН,  руководителем комиссии по вопросам экономического развития и поддержки предпринимательства Общественной палаты РК Евгением Жирнелем.

— Взаимодействие с предпринимательским сообществом,  малым и средним бизнесом чаще всего обсуждается либо на федеральном, либо на региональном уровне.  Что касается местного самоуправления, то в его полномочия, действительно, входят несколько иные задачи.

Тем не менее местная власть тоже участвует в развитии малого и среднего бизнеса, есть муниципальные программы поддержки предпринимательства. И сегодня многие вопросы решаются как раз на местном уровне. Например, один из главных острых вопросов связан с использованием земельных ресурсов.  Это прежде всего прерогатива местного самоуправления. Но любое бизнес-начинание — будь то строительство небольшого магазина или крупный инвестиционный проект —  все равно реализуется, образно говоря, на земле. И в любом случае предприниматель с местной властью общается нередко в большей степени, чем с республиканской, с профильными министерствами и ведомствами, которые решают задачи, выстраивают экономическую политику в масштабе всего региона.

Но, к сожалению, вопрос взаимодействия на муниципальном уровне с предпринимательским сообществом выпадает из общественной дискуссии. Сейчас, когда страна находится в непростых условиях, связанных с экономическим кризисом, очень часто звучат тезисы о том, что необходимо поддерживать и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.  Наша комиссия Общественной палаты также инициировала это обсуждение, и мы пришли к выводу, что сегодня важнее делать акцент на муниципальном уровне.

— Но какие есть сегодня механизмы взаимодействия бизнеса с муниципальной властью? Насколько они могут быть эффективны, или все надо начинать с нуля?

— Мы проанализировали, какие существуют законодательные, институциональные механизмы для того, чтобы диалог местной власти с предпринимателями состоялся. В частности, в рамках федерального закона о малом и среднем бизнесе предусмотрено взаимодействие с предпринимательским сообществом посредством создания координационных и совещательных органов.

И такие координационные советы в свое время, в период примерно с 2007 по 2010 год, были созданы во всех районах и городских округах республики. Они существуют, это реальная площадка, которая может быть использована.

— Вы говорите: «может быть использована». То есть сейчас муниципалитеты ее не используют?

— Как раз для того, чтобы это выяснить, мы провели круглый стол, обсудили, насколько реально работают эти советы и какие задачи решают. Предварительно сделали запросы в администрации местного самоуправления. И пришли к следующему выводу: такие координационные советы можно разделить примерно на три категории.

Первая – это советы, которые реально работают, решают проблемы предпринимателей, представляют их интересы и активно взаимодействуют  с местной властью. Очень часто бизнес участвует, например, в организации праздников, уборке населенных пунктов, помогает решать инфраструктурные проблемы.

Вторая категория – это советы, которые ведут формальную деятельность. Они ограничиваются тем, что на заседаниях заслушивают годовой отчет и, может быть, в течение года вносят изменения в состав совета. Есть советы, где в течение целого года не рассматривался ни один реальный вопрос, касающийся проблем бизнеса.

Третья категория – советы,  которые ни формальной, ни реальной деятельности не ведут. То есть были когда-то созданы, но не работают вообще.  К счастью, таких историй не очень много, но они есть.

— Каких советов  больше – тех, кто все-таки реально работает, или формальных?

— Не скрою, больше тех, кто формально. Из советов, которые ведут реальную деятельность, я бы отметил советы в Сортавальском районе, Костомукше, Петрозаводске. Достаточно активно участвует в наших мероприятиях совет из Олонецкого района.  В этом координационном совете немало молодых предпринимателей, что тоже отрадно, — у них есть амбиции, есть  желание что-то менять.

Тему взаимодействия  бизнеса и местной власти мы подняли как раз для того, чтобы поддержать те советы, у которых получается работать и тиражировать успешный  опыт  в других районах.  Важно, чтобы там предпринимательское сообщество увидело эту возможность, увидело, что координационный совет может реально действовать.

В апреле мы провели конференцию «Местная власть и бизнес: от диалога к партнерству». Организаторами совместно выступили Общественная палата, Институт экономики, бизнес-инкубатор и Уполномоченный по защите прав предпринимателей. В ее рамках состоялся проектировочный семинар, мы общались с предпринимателями, представителями советов, чтобы выявить: что нужно сделать, чтобы такой совет реально работал?

По итогам этой живой дискуссии мы начали разрабатывать набор рекомендаций. Планируем их оформить и отправить во все муниципальные образования. Рассматриваем и возможность обучающих мероприятий, чтобы поделиться успешным опытом.

— Что главное в этом опыте, на ваш взгляд? Почему в одних районах у предпринимательского сообщества получается объединиться и выстраивать отношения с местной властью, а в других дело идет туго?

— Многое зависит и от того, кто входит в совет, от того, как мотивировать людей, чтобы они поверили в эффективность такой площадки.  Проблема взаимного доверия между предпринимателями и местной властью основная. В процессе дискуссии появились интересные идеи. Рассматриваем даже такой вариант, чтобы наша профильная комиссия Общественной палаты взяла кураторство над одним из координационных советов, помогла ему наладить эффективную работу и потом распространить эту практику на другие районы.

Можно ли привести примеры,  когда именно не в Петрозаводске – здесь все-таки географически близко и региональные органы власти, к ним легче обратиться, – а в районах координационные советы решают проблемы предпринимательского сообщества?

— Костомукша – один из таких примеров. Там вообще интересная ситуация, уникальная: совет был создан еще в 90-е годы, задолго до того, как подобные совещательные органы стали появляться в других муниципальных образованиях согласно федеральному законодательству. И очень многие вопросы это объединение предпринимателей решает с помощью взаимодействия даже не столько с местной властью, сколько друг с другом.

Это очень актуальный опыт, поскольку далеко не всегда ключ решения проблем кроется именно в диалоге с властью.  Иногда проблемы предприниматели могут решить сами, но для этого им нужно хотя бы сесть за стол переговоров и искать точки соприкосновения. Сложность в том, что предприниматели на локальной территории чаще всего по отношению друг  к другу выступают в качестве конкурентов и не всегда открыты к взаимному диалогу.

Там, где советам удается решить эту проблему доверия, многое получается. Например, есть вопросы, которые действительно не требуют участия местной власти. Скажем, связанные с недобросовестным поведением одного из предпринимателей на местном рынке, когда он вводит в заблуждение клиентов или некорректно использует рекламу по отношению к своим коллегам.  Такие вопросы, даже конфликтные, могут решаться на  площадках советов  путем переговоров.

Мы уделяем внимание предпринимательскому сообществу в муниципалитетах именно потому, что в районах, поселениях это, как правило, наиболее активная часть местного сообщества. Чаще всего это люди заметные, яркие, имеющие свое мнение, многие одновременно депутаты местных Советов. То есть это тот актив, тот ресурс, который может очень эффективно помогать развитию территории. Возможно, в большом городе вроде Петрозаводска деятельность каждого отдельно представителя малого и среднего бизнеса не так видна, но в небольших поселениях каждый из таких предпринимателей заметен. Бывает, что в небольших поселках от таких предпринимателей  экономическая жизнь зависит не в меньшей степени, чем от местной власти. Поэтому так важно, чтобы выстраивались по-настоящему партнерские отношения, чтобы малый и средний бизнес вносил свой вклад в развитие территории.