Об инвестиционной стратегии Карелии и позитиве

Директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев — об особенностях инвестиционной стратегии в Карелии и том, как лучше организовать процесс ее разработки.

В последнее время в Республике Карелия ведется множество разговоров и дискуссий на тему инвестиционной стратегии региона. Очевидно, что поводов для этого предостаточно. Во-первых, инвестиционная стратегия является важным документом, систематизирующим  и фокусирующим деятельность органов власти на приоритетах привлечения денег в регион. Во-вторых, будущий налоговый потенциал и ожидаемый уровень жизни населения во многом зависят от того, насколько удачной будет инвестстратегия и насколько полно она будет реализована. Наконец, наличие инвестстратегии – одно из требований регионального инвестиционного стандарта, внедряемого сегодня в Карелии и других российских регионах. В чем же особенности инвестиционной стратегии и как может быть организован процесс ее разработки в Карелии?

Инвестиционная стратегия – это часть общей стратегии развития региона. Причем наиважнейшая часть. Поэтому она должна быть построена на основе тех же принципов, что и общая стратегия. Эти принципы и требования к системе стратегического планирования определены новым Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, который вступил в действие в июле 2014 года. Всего в законе сформулированы 12 принципов, закладываемых в основу разрабатываемых стратегических документов и обеспечивающих единство системы стратегического планирования в стране. В том числе к ним отнесены такие, как принцип единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности, прозрачности (открытости), сбалансированности системы стратегического планирования, реалистичности и др.

Главной особенностью инвестиционной стратегии региона является то, что субъектом планирования выступают органы государственной власти, а объектом – хозяйствующие субъекты. То есть изначально интересы территории (и представляющих их органов власти), и интересы бизнеса могу во многом не совпадать. Понятно, что главными интересами региональных органов власти являются увеличение налогового потенциала региона, доходов населения и содействие созданию новых рабочих мест. Следовательно, решение этих задач может осуществляться через создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, деятельности и развития предприятий, организаций, малого бизнеса. На этих задачах и может быть сделан основной упор в инвестиционной стратегии со стороны органов государственной власти.

С другой стороны отраслевые приоритеты вложения инвестиций в регион должны определяться с максимально возможным участием предпринимательского сообщества. Ведь, сосредотачиваясь на обосновании того, в какие отрасли должны быть направлены инвестиции в регионе, без должного их согласования с предпринимательским сообществом, органы власти рискуют определить не совсем те приоритеты, которые интересны бизнесу. Ведь бизнес, как правило, самостоятельно выбирает, в каких секторах ему работать на основе соотнесения своих затрат, возможностей, рисков и ожиданий.

Учитывая это, можно сделать вывод, что эффективная инвестиционная стратегия региона должна фокусироваться на двух главных задачах. Во-первых, на создании благоприятных базовых условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в республику. На это, кстати, и направлено действие «Стандарта деятельности органов власти по улучшению инвестиционного климата в регионе». И здесь важна также оценка со стороны бизнеса. Ведь никто, кроме бизнеса, не сможет дать более объективную оценку того, насколько привлекателен бизнес-климат в регионе, насколько востребованы формы господдержки инвесторов, достаточны ли гарантии, предоставляемые инвесторам.

Во-вторых, на определении отраслевых и территориальных приоритетов инвестиционных вложений, создании новых точек роста в регионе на основе капитализации скрытых ресурсов и возможностей. Они также должны определяться с максимально возможным учетом интересов и возможностей бизнеса.

Исходя из вышесказанного, видно, что разработка инвестиционной стратегии должна быть основана на выстраивании активного диалога и согласовании интересов с предпринимательским сообществом. Хорошая инвестиционная стратегия – это та стратегия, в реализации которой предпринимательское сообщество заинтересовано не меньше (а может, даже больше), чем органы власти. Это залог ее успешной реализации. Поэтому только лишь силами органов власти или исключительно экспертов (например, ПетрГУ, Института экономики КарНЦ РАН или каких-либо других научно-образовательных или консультационных структур) хорошую инвестиционную стратегию не разработать. Даже если в ее основу будут заложены безукоризненный анализ и идеально обоснованные с методической точки зрения инвестиционные приоритеты, инвестиционная стратегия может быть неработающей в силу того, что она не будет соответствовать стратегиям и интересам основных участников инвестиционного процесса – потенциальным инвесторам и хозяйствующим субъектам.

Какой же выход? Выход видится один – открытая и прозрачная организация разработки инвестиционной стратегии с вовлечением в этот процесс квалифицированных экспертов, аналитиков, представителей органов власти, а главное – представителей бизнес-ассоциаций и предпринимательского сообщества, внешних инвесторов.

Каким образом может быть организована эта работа в Карелии? В республике есть структуры, которые способны выполнять согласовательные функции. К таковым относятся Совет по улучшению инвестиционного климата при главе РК, Совет по развитию малого и среднего бизнеса, есть, наконец, экспертная группа по мониторингу внедрения регионального инвестиционного стандарта. Это те структуры, в состав которых уже входят квалифицированные эксперты и представители бизнес-ассоциаций и предпринимательского сообщества, участвующие в выработке согласованных решений. Кроме того, вряд ли кто-то кроме членов Совета по улучшению инвестиционного климата при главе РК или членов экспертной группы обладает всей полнотой информации об инвестиционном потенциале, инвестиционных рисках, доступной инфраструктуре для размещения инвестиций и планах ее развития, характеристиках институциональной среды и нормативно-правового базы инвестиционной политики в Республике Карелия. Конечно, этой информацией в полном объеме обладает Министерство экономического развития РК как орган власти, курирующий это направление, но сейчас речь идет о тех структурах, которые способны обеспечить согласование интересов региона и бизнес-сообщества.

Инициатором разработки инвестиционной стратегии и координатором этой работы, безусловно, должны выступать глава и правительство республики, демонстрируя готовность находить согласованные и взаимовыгодные решения и компромиссы с бизнес-сообществом в вопросах вложения инвестиций в республику. Отдельные же задачи интеллектуального плана, связанные, например, с анализом инвестиционного потенциала территории, оценкой рисков, определением направлений и приоритетов создания и развития институтов повышения инвестиционной привлекательности, могли бы выполняться отдельными экспертами или специально созданными рабочими группами специалистов. В отдельных случаях они могут быть отданы на аутсорсинг научным и экспертным организациям.

Если все же задача разработки инвестиционной стратегии решается за счет привлечения экспертной или научной организации, то только с использованием открытых конкурсных процедур с предъявлением объективных и высоких требований к потенциальным разработчикам – наличия у них соответствующей компетенции, высококвалифицированных кадров и успешного опыта разработки подобных документов. Но даже в этом случае, для того чтобы инвестиционная стратегия стала действительно работающим документом, в котором согласованы интересы и приоритеты республики и бизнес-сообщества, она должна пройти открытое общественное обсуждение.

И еще одна деталь, которая важна не только для выработки эффективной инвестстратегии, но и улучшения инвестиционного климата в Республике Карелия в целом. Это наличие позитивной информации о том, что сегодня происходит и чем живет Карелия, каковы перспективы. Недавно один из крупных бизнесменов и инвесторов, вложивший немало в республику, сказал мне при случайной встрече: «Как можно убедить инвесторов вкладывать в республику деньги, если информационный фонд в регионе крайне негативный и скандальный? Если почитать местные СМИ, то главными новостями являются либо политические скандалы, либо криминальные новости, либо какие-то коммунальные катастрофы. В этих условиях даже самая лучшая инвестиционная стратегия имеет не много шансов на успешную реализацию».

В общем, позитива и конструктивной совместной работы нам не хватает. И это повод задуматься всем, кто хочет дальше жить здесь и видеть Карелию успешной.

 Юрий Савельев,
директор Института экономики
КарНЦ РАН, д.э.н.