О чем будет отчитываться Галина Ширшина?

На следующей неделе мэр Петрозаводска должна выступить с отчетом о своей работе перед горсоветом. Попробуем проанализировать деятельность Галины Ширшиной, которая без малого уже почти два года находится в кресле градоначальника. Без эмоций, руководствуясь только цифрами и фактами.

На следующей неделе мэр Петрозаводска должна выступить с отчетом о своей работе перед горсоветом. Запланирован этот отчет, напомним, был еще на апрель, дата была согласована с депутатами в конце прошлого года, и тогда мэр против нее никаких возражений не имела. Но когда подошло время отчитаться, градоначальница сделать это отказалась и перенесла свое выступление на июнь.

И вот сейчас до очередной сессии Петросовета остается меньше недели. Между тем еще вчера  в письменном виде отчета мэра у народных избранников не было, поступил он лишь сегодня. До этого был представлен лишь соответствующий проект решения, который и был размещен в открытом доступе на сайте горсовета.

Что же, опираясь хотя бы на эти обнародованные данные, попробуем проанализировать деятельность Галины Ширшиной, которая без малого уже почти два года находится в руководящем кресле. Без эмоций, руководствуясь только цифрами и фактами.

Для сравнения возьмем период 2012-2013 годов. Во-первых, он сопоставим по продолжительности, а во-вторых, непосредственно предшествовал появлению Галины Ширшиной на посту мэра. Итак…

Инвестиционные проекты

Один из показателей – количество инвестиционных проектов. В 2013 году в Петрозаводске на той или иной стадии – от разработки проектно-сметной документации до открытия новых объектов или наращивания производств – реализовывалось более 70 инвестпроектов.  В 2014 году их количество сократилось до 50.

Чтобы ситуация была более наглядной, приведем в пример несколько самых крупных проектов.  В 2013 году в карельской столице впервые с советских времен открылось новое большое предприятие – завод по производству OSB-плит ДОК «Калевала» (общий объем инвестиций — 8 миллиардов рублей). Наращивала производство компания «Ягода Карелии» — еще одно современное предприятие (введено в эксплуатацию в декабре 2011 года).  Открылась гостиница международного класса Park Inn, вложения составили 2,5 миллиарда рублей.  Шла реконструкция завода панельного домостроения компаний «КСМ» и «КСК».

Биг Бен Петрозаводск

Фото: rupor.sampo.ru

Теперь администрация Галины Ширшиной охотно приводит цифры статистики: мол, впервые в минувшем году индекс производства достиг 100%. Да, достиг, но исключительно благодаря тому заделу, который удалось создать при предшественнике Николае Левине. В 2014 году, «при Ширшиной»,  ни одного нового проекта, хоть сколько-нибудь сравнимого по значимости с вышеупомянутыми, не появилось.

Поддержка малого бизнеса и занятость

Еще один показатель – уровень безработицы.  В 2013 году он был рекордно низким – 0,84%. В 2014 году начался рост, до 1,1%. Собственно,  в сложной макроэкономической ситуации (а уже минувшим летом большинство экспертов предсказывали, что экономику страны ждут непростые времена) логично было бы ожидать, что мэрия попытается предпринять определенные шаги, подстелить хоть какую-то соломку.  Что же было сделано горадминистрацией?

Вот что: в частности, мэрия ликвидировала городской Центр содействия занятости молодежи.  Об этом немало писали в СМИ, поскольку ликвидация центра сопровождалась громким кадровым скандалом, к которому мы еще вернемся позже. Как бы то ни было, учреждение, в течение многих лет успешно помогавшее трудоустраивать молодежь, перестало существовать.

Вручение премий и стипендий молодежи Карелии Фото: Виталий Голубев

Еще одно, весьма «своевременное» решение мэрии в конце прошлого года – повышение арендных ставок на муниципальное имущество. Об этом решении мы уже тоже писали подробно: суть в том, что ударило оно не по крупным арендаторам, которые, по версии мэрии, делают большие деньги на сдаче муниципальных площадей в субаренду. Нет, этих коммерсантов решение городских чиновников практически вовсе не затронуло – просто потому, что в городе  таких арендаторов уже практически не осталось.  Универсам «Ритм», как уже сообщалось, арендатор выкупает в собственность, и  ему от повышения ставок ни жарко, ни холодно. Арендатор второго крупного объекта, ТД «Карелия-Маркет», и по сей день  платит за помещения на льготных условиях — что было повышение ставок, что нет.

Больше подобных крупных арендаторов в городе нет. Поэтому повышение ставок если по кому-то и нанесло серьезный удар, так это по малому и среднему бизнесу, который стал просто задыхаться от непомерных платежей. Пострадали и общественные организации, арендующие помещения у  города. Сейчас исправить ситуацию пытаются депутаты Петросовета, которые предлагают при разработке методики расчета арендной платы разделить понятия: одно дело – общественные организации, другое – торговые площади, третье – производственные помещения.  Мэрия на компромисс не идет.

Жилищно-коммунальное хозяйство

ЖКХ – самая больная тема. За проблемы в этой отрасли, безусловно, много критиковали и Левина, да и предыдущих мэров. Тем не менее посмотрим опять же на факты.

В 2012 году в городе началась реализация программы «1000 подъездов», был выполнен ремонт в 293 домах.  На 2013-2014 годы был запланирован ремонт еще в 770 домах. Но после прихода в мэрию Галины Ширшиной программа была прекращена.

Район Перевалка, Петрозаводск

Фото: Виталий Голубев

Аналогичная ситуация – с программой замены лифтов в многоквартирных домах. Она была рассчитана на три года: с 2013 по 2015. За это время предполагалось заменить 47 лифтов в 19 домах. Успели сделать 26 подъемников. Сейчас эта программа тоже прекращена.

Уборка улиц: с 2009 года по 2013 год городским властям удалось вдвое увеличить площадь дорог и тротуаров, где осуществлялась регулярная уборка снега. Нареканий, конечно, хватало и тогда, но ситуаций, когда в преддверии зимы, накануне обрушившихся на город снегопадов мэрия расторгает договор с подрядчиками и карельская столица остается вообще без организаций, обслуживающих улицы, – такого действительно еще не было. СМИ сообщали об обвале жалоб от горожан, о том, как ключевые магистрали на протяжении всех январских каникул были засыпаны снегом, о том, что медучреждения уже с трудом справлялись с потоком петрозаводчан, получивших травмы на обледенелых тротуарах.

Даже гости из других городов неприятно поражались состоянием Петрозаводска: Интернет облетели фотографии блогера из Калининграда, запечатлевшего превратившуюся в каток набережную.

Набережная Петрозаводска зимой

Среди других проблем – регулярные перебои с газоснабжением в Петрозаводске, отсутствие каких-либо подвижек в разработке программы модернизации электросетей, изношенность которых составляет уже 90%. Наконец, инициированный мэрией переход к единой теплоснабжающей организации, ТГК-1. Возможно, задумывалось изначально и во благо города, но… Новация оказалась настолько непроработанной, что породила огромное социальное напряжение: горожанам начали приходить квитанции с космическими суммами за горячую воду, двойные счета, люди буквально штурмовали офисы «коммунальщиков». На еженедельных планерках в мэрии возмущенные пенсионеры пытались добиться ответа: что происходит? И проблема эта не решена до сих пор.

Дорожно-транспортное хозяйство

Ремонт дорог – вторая больная тема. «Аргументы» мэрии известны, мол, нет денег. Но вот, опять же, цифры: в 2012, 2013 и в 2014 годах Петрозаводску на дороги было выделено 900 миллионов рублей.

Что было сделано за период 2012-2013 годов? Полномасштабные ремонты городских магистралей, ремонт 85 дорог, в т.ч. проспектов Ленина и А. Невского, улиц Чапаева, Сыктывкарской, автодороги Кукковка — Древлянка…  А в 2014 году? Завершение ранее начатого объекта по улице Достоевского…  О проблеме с Соломенским мостом уже и говорить не приходится – подрядная организация его периодически латает, но постоянно висит угроза, что по требованию прокуратуры его, как и Гоголевский мост, закроют из соображений безопасности.

Гоголевский мост в Петрозаводске

Фото: Наталья Митрофанова

Отдельная тема – автобусные перевозки.  В свое время горадминистрация начала наводить порядок в этой сфере: курсировавшие по городу старые «Газели» стали заменяться автобусами средней вместимости. Но затем, как все помнят, новый мэр Галина Ширшина вступила в жесткий конфликт с перевозчиками.  Об этой ситуации опять же СМИ писали много, подробно разбирая, кто прав, кто виноват. Но для горожан, собственно, важен итог: чего добилась мэрия?  Судите сами:  из-за отсутствия внятной транспортной политики и диалога с транспортными компаниями более 100 единиц новой техники было выведено с городских маршрутов.  И кому от этого стало лучше – пассажирам?

Пассажирские автобусы Петрозаводска

Фото: Георгий Чентемиров

И еще несколько фактов. Программа  ремонта дворов, которую начала предыдущая горадмнистрация: с 2010 года удалось заменить асфальт в 173 домах и 51 межквартальном проезде. Сейчас программа остановлена. Такая же судьба – у программы ежегодного ремонта светофорных объектов, установки новых светофоров. Она тоже прекращена.

Продолжение следует….

Хорошие карельские книги. Почти даром