Не надо молчать!

Транспортный прокурор Карелии Роман Хильчук рассказал «Республике» о проверке в речном училище и о том, закроет ли надзорное ведомство Соломенский мост.

Транспортный прокурор Карелии Роман Хильчук рассказал «Республике» о проверке в речном училище и о том, закроет ли надзорное ведомство Соломенский мост.

Замкнутый круг

Вокруг речного училища Петрозаводска разворачивается один скандал за другим. Осенью в Прионежье обнаружили тела двух повесившихся курсантов этого учебного заведения. В мае один из руководителей училища стал фигурантом уголовного дела о сексуальном насилии в отношении подростков. После этого в учебном заведении прошла проверка на соблюдение прав курсантов. Выяснилось, что молодым людям не выдают положенную одежду, а одного курсанта и вовсе запирали в душевой. Между тем заявлений о том, что в учебном заведении существуют проблемы, ни от курсантов, ни от их родителей не поступало. Почему так вышло, «Республике» рассказал руководитель Карельской транспортной прокуратуры Роман Хильчук.

— В училище очень ограниченный круг общения. И кого-то из своих выдавать, выкидывать из этого круга, для них кажется предательством. Сегодня ты товарища сдал, завтра от тебя отвернется весь коллектив. Здесь может такая ситуация и была. Потому что у нас ни одного обращения, ни одного заявления, ни одной жалобы не было.

Речное училище в Петрозаводске

Фото: pru-karelia.ru

Проверка показала, что 14 марта поздно вечером воспитатель запирал несовершеннолетнего курсанта первого курса в душевой общежития. Этот факт подтверждался рапортами других сотрудников. У преподавателя, уличенного в странных методах воспитания, нет педагогического образования. Он политрук.

Кроме того, в ходе проверки выяснилось, что курсантов не обеспечили необходимыми вещами. Так, у юношей не было положенных им шерстяных свитеров, трусов и носков. Девушкам не выдавали женскую обувь, галстуки, банты, кашне и блузы.

— Вызывает удивление, что родители, которые знают о проблемах курсантов, не обращаются в контролирующие организации, — сказал Роман Хильчук.

Транспортная прокуратура внесла представление о выявленных нарушениях в головной вуз. В течение месяца они должны быть устранены. Кроме того, материалы проверки направлены в Следственный комитет. В том числе и эти факты легли в основу уголовного дела, которое возбуждено по факту халатности, допущенной со стороны руководителей.

— Мы всех просим обязательно сообщать в правоохранительные органы, в прокуратуру о тех или иных нарушениях закона, применении недопустимых методов воспитания. Потому что сегодня кто-то значения не придаст этим нарушениям, побоится, что ребенка отчислят, а завтра это может привести к совершению преступления и даже трагедии. Не нужно бояться, не нужно молчать, просто с каждой ситуацией надо разбираться, — сказал Роман Хильчук.

Мост раздора

Транспортному прокурору Карелии мы задали еще один вопрос, который волнует петрозаводчан. Закроет ли надзорное ведомство Соломенский мост? Ведь для этого есть все основания.

Напомним, мост в Соломенном ремонтируют ежегодно. В прошлом году мэрия установила на переправе новые аппарели, которые стали причиной серьезных аварий. Петрозаводчане ломали на них подвески, пробивали глушители и бензобаки. Администрация заявила, что металлические конструкции смонтированы по ГОСТу, но установили на мосту деревянные съезды. По мнению водителей, эти мероприятия не улучшили ситуацию.

ГУП РК "Мост" ремонтирует переправу в Соломенном. Фото: Александр Батов

Транспортная прокуратура неоднократно собиралась закрывать мост и подавать на мэрию в суд. Однако это отрезало бы часть Прионежья от Петрозаводска. Последняя проверка выявила 17 нарушений.

Отметим, что конструкция моста состоит из трех понтонов, которые являются не самоходными стоичными судами. Соответственно, к ним предъявляются те же требования, что к судам водного транспорта. В 2011 году Карельская транспортная прокуратура подала исковое заявление к мэрии передать их под технический надзор ФАУ «Российский речной регистр». Они должны были оценить, пригодна ли конструкция к эксплуатации.

Для этого необходимо было определить, например, какое количество средств пожаротушения там должно быть, сколько спасательных средств, в каком состоянии должны быть внутренние механизмы. Для этого судно обязательно нужно поднимать на сушу. Однако решение суда мэрия до сих пор не исполнила. Администрация упирает на то, что эти мероприятия вынудят на некоторое время закрыть проезд, в том числе для служб спасения.

— В настоящее время у прокуратуры есть все основания, чтобы обратиться в суд о запрете эксплуатации этого наплавного моста, — говорит Роман Хильчук. — Однако закрытие моста из-за отсутствия альтернативных вариантов для сообщения с Заозерьем повлечет негативные последствия и может вызвать социальный взрыв местного населения, которое фактически окажется в транспортной изоляции. В этой связи в апреле в суд направлен иск об обязании администрации города привести мост в соответствие с техническими требованиями, предъявляемыми к его эксплуатации. Суд идет. Исковых требований там на шесть листов.

По словам транспортного прокурора, по решению ситуации с Соломенским мостом неоднократно собирались совещания. На встречи приходили представители ГИБДД, ФАУ «Российский речной регистр» и других структур. На последнюю встречу пришли все, кроме сотрудников мэрии.

— Пока не будет желания у администрации Петрозаводска решить эту проблему, она не решится. Не все зависит от эксплуатирующей организации. В данном случае только от мэрии, — уверен карельский транспортный прокурор.