Кто решил заработать на детях?

Под разговоры об «интересах детей» в Петрозаводске не первый год срывается строительство двух муниципальных детсадов, которые дали бы городу более 550 дополнительных мест.

Под разговоры об «интересах детей» в Петрозаводске не первый год срывается строительство двух муниципальных детсадов, которые дали бы городу более 550 дополнительных мест.

Дефицит мест в детских садах в течение последних лет для Петрозаводска – одна из самых острых проблем. Из рук вон медленно решалась она при прежней городской администрации, ничего не изменилось и при нынешней, когда кресло мэра заняла Галина Ширшина. Почему же, когда во многих других российских городах каждый год вводятся в строй новые дошкольные учреждения (и не по одному!), в карельской столице только говорят об «интересах детей»? И при этом создается ощущение, что речь идет о совсем других интересах…

Возьмем нашумевшую ситуацию с детским садом на Древлянке-8. Напомним, что изначально речь шла о проекте комплексной застройки, когда инвестор берет на себя создание социальной инфраструктуры: школ, детсадов, спортивных объектов. Практика, обычная для многих российских городов и для многих строительных компаний. Потому что одно дело – предлагать покупателям квартиры «в чистом поле», где, кроме этих жилых домов, ничего больше и нет. И другое – в микрорайоне со всеми удобствами. Естественно, во втором случае застройщик сможет продать квартиры гораздо быстрее и дороже.

Так что никакой благотворительности здесь нет, исключительно коммерческий расчет (затраты на «социалку» отбиваются при реализации жилья, иногда и многократно). В некоторых городах – Самаре, например – так строятся даже поликлиники. Застройщик может и самостоятельно эксплуатировать объект в качестве частного платного учреждения. Но более распространенный путь – передача его муниципалитету на тех или иных условиях. Например, городские власти могут вложиться в строительство дороги к новому микрорайону (и такой вариант, насколько известно, вроде бы предусматривался при возведении Древлянки-8). Получается форма взаимовыгодного партнерства между бизнесом и городом.

На эксклюзивных условиях

Что же произошло в Петрозаводске? Итак, «Чистый город» представляет проект застройки с выделенным под детсад участком. А у городской администрации вдруг находится 85 миллионов рублей, чтобы заключить контракт на строительство дошкольного учреждения. Объявляется, как и положено, конкурс, но… В нем прописано условие: застройщики должны располагать сформированным земельным участком с разрешенным видом использования под строительство детсада.

На момент подачи заявок такой участок был только у «Чистого города». Хотя в Петрозаводске, разумеется, есть еще территории, где возможно возведение подобных объектов. И не только возможно, но даже и гораздо более необходимо: это густозаселенные районы Кукковки, Ключевой, да той же «старой» Древлянки… По логике, именно там должны в первую очередь формироваться участки под строительство детских садов и привлекаться инвесторы. А на Древлянке-8 даже на настоящий момент в эксплуатацию введены только четыре жилых дома. Тогда же, в 2011 году, застройка вообще только начиналась.

Но городская администрация по сути объявила приоритетным строительство садика именно в этом неосвоенном районе. И фактически отсекла от участия другие строительные компании. «Чистый город» стал единственным участником, с которым и был заключен контракт на вышеупомянутую сумму. Хотя только в Петрозаводске таких фирм с десяток, наверное, а по России – тысячи. И опять же практика показывает, что застройщикам муниципальные конкурсы весьма интересны.

Так что действия мэрии на первый взгляд покажутся странными, но… Можно вспомнить, кто тогда занимал пост первого вице-мэра Петрозаводска — Евгений Журавлев. А его младший брат Андрей Журавлев вместе со своим давним деловым партнером Александром Елизарковым, собственно, и были «главными строителями» Древлянки-8 (Елизарков в качестве одного из руководителей «Чистого города», Журавлев — завода железобетонных конструкций, который принадлежит компании). Добавим также, что вышеупомянутые граждане являлись членами команды известного в городе предпринимателя и политика Девлетхана Алиханова.

В общем, обстоятельствами распоряжения бюджетными деньгами заинтересовались правоохранительные органы, было возбуждено уголовное дело. В том числе возникли подозрения, что цена контракта была завышена на 20 млн рублей. Эти сомнения почему-то вызвали особенное негодование спикера Петросовета Олега Фокина – мол, неужели нашелся бы кто-то, кто бы стал строить садик дешевле? Ответ может быть только один: вот провели бы аукцион так, чтобы другие компании смогли предложить свою цену, тогда бы и узнали.

Помогли деньгами?

Впрочем, к обоснованности стоимости детсада от «Чистого города» мы еще вернемся. Пока же скажем, что далее события развивались еще более странно. По контракту детсад должны были сдать в июле 2013 года. Но за полтора месяца до этого срока «внезапно» выяснилось, что готовность объекта составляет только 65%. Контракт без публичного объяснения причин был расторгнут, но по соглашению сторон: то есть не выполнивший свои обязательства застройщик не выплатил никаких неустоек или штрафов. Разве что вернул в казну перечисленные ему в самом начале работ 20 миллионов рублей. Получилось, если хотите, что-то вроде беспроцентной ссуды частной компании из бюджета…

Далее, летом 2013 года становится известно, что в Петрозаводск приходят свыше 200 млн рублей федеральных средств на модернизацию дошкольного образования. Параллельно «Чистый город» заявляет, что все-таки намерен продать садик муниципалитету, но уже не за 85 миллионов, а значительно дороже. Ну, намерен, и что? Городские власти имели полное право ответить, что на таких условиях покупать здание не будут. Потому что контракт расторгнут и никаких обязательств приобретать этот объект у города нет.

Видимо, чиновники это все-таки понимали. Как бы то ни было, возникает следующая ситуация. Изначально за счет федеральной субсидии было предусмотрено в том числе строительство двух новых детских садов на 560 мест (на улицах Попова и Репникова). Но с подготовкой проектно-сметной документации на эти объекты возникают проволочки, заключить контракты до конца 2013 года мэрия никак не успевает. И вновь всплывает предложение: надо покупать садик у «Чистого города», чтобы освоить федеральную субсидию.

Дежавю

До конца года мэрия при этом так и не объявляет никаких конкурсов (детсад у «Чистого города» на этот момент все еще окончательно не готов). Субсидия переходит на следующий год. И опять начинаются странности. В марте пресс-служба городской администрации объявляет, что «в 2014 году запланировано строительство двух новых детских садов – на улицах Репникова и Попова». В апреле мы узнаем, что проектно-сметная документация наконец готова и отправляется на госэкспертизу. А в июле – очередной сюрприз. Мэрия… вновь объявляет аукцион на разработку проекта нового детского сада на Репникова.

Это уже просто какое-то дежавю. С предыдущей-то проектной документацией что? Не прошла экспертизу? Если да, кто ответит за такую некачественную работу – ведь потрачены были бюджетные деньги? Очередной год заканчивается. Строительство новых детсадов не началось. Зато предсказуемо зазвучала старая песня о главном : «Мы потеряем федеральную субсидию, надо срочно покупать детсад на Древлянке-8».

Нет, точно дежавю. Хоть в кресле мэра уже больше года, как сидит Галина Ширшина из команды другого бизнесмена, Василия Попова. А Евгения Журавлева из команды Алиханова уже в мэрии нет. Но где он, кстати? Не удивляйтесь – трудится директором по экономике в «Чистом городе».

«Лишние» 50 миллионов

Мэр Ширшина, даже еще гораздо более рьяно, чем предыдущая администрация, настаивает на покупке у «Чистого города» детсада – теперь уже за 138 миллионов рублей. Почему теперь здание стоит на 50 с лишком миллионов больше, никто толком не объясняет. Ссылаются на некий «федеральный норматив» — 856 тысяч рублей на одно место.

Судя по всему, идею про «федеральный норматив» подарила информация Госстроя РФ о предельной сметной стоимости строительства детсадов по регионам. Но, во-первых, даже по этому документу (а он доступен в Интернете) стоимость выходит меньше. Во-вторых, она, как уже сказано, предельная. То есть превышать ее нельзя, если речь идет об инвестировании бюджетных средств в строительство детсадов. Сделано это, собственно, как раз для того, чтобы оградить чиновников от излишнего соблазна идти на поводу у застройщиков, если они заламывают цены.

Еще раз обращаем внимание – речь идет именно о строительстве, где казна, по сути, является долевым участником, а затраты проговариваются заранее. О покупке готовых зданий, разумеется, не сказано вообще ничего. Ведь в теории самостоятельно возводящий здание застройщик может его оснастить хоть позолоченными унитазами и на этом основании высчитать космическую себестоимость.

При этом, конечно, строительство или приобретение объекта за меньшую сумму за счет экономии на муниципальных аукционах только приветствуется. Во многих других регионах так и происходит. В Челябинске, например, садик почти в два раза большей вместимости стоит 170 миллионов, в Башкирии почти такой же по количеству мест объект, введенный буквально на днях, обошелся в 80 миллионов…

И ни копейкой меньше!

Но петрозаводская мэрия, похоже, посчитала себя прямо-таки обязанной заплатить именно 138 миллионов, и ни копейкой меньше. И именно «Чистому городу». Условия объявленного наконец-то конкурса были составлены так, что никакая другая компания участвовать в нем не имела шансов. Ибо это должно было быть только вновь построенное здание (реконструированные уже выпадают). К тому же срок передачи объекта муниципалитету был установлен фантастически короткий — всего 10 дней с момента заключения контракта. Другие участники, появись они-таки, просто не успели бы оформить все огромное количество сопроводительной документации. К обоснованности цены контракта также возникли вопросы, как уже сказано выше.

В итоге, по нашей информации, как минимум две фирмы обратились с жалобой на условия аукциона (одна – петрозаводская, другая – из Москвы). Об этом мы, возможно, в ближайшее время еще расскажем. Пока же отметим только, что УФАС аукцион отменило – закономерный итог. В мэрии это вызвало, похоже, настоящую панику… Галина Ширшина даже собрала пресс-конференцию, заявив, что правоохранительные органы мешают ей купить детсад на Древлянке-8. Мэр, похоже, даже не поняла, что этим лишний раз выдала себя с головой, по сути признав, что условия муниципального конкурса писались под одного-единственного участника и других не ожидалось.

Но все же что заставило Галину Ширшину так переживать? Дети останутся без дополнительных мест? Так они уже остались – без тех обещанных 560 мест в двух новых садах, которые теперь вообще неизвестно, когда появятся. По мнению мэра, этих детей с той же Ключевой спасет детсад в отдаленном микрорайоне, в который еще пока и транспорт-то толком не ходит? Или причина все-таки не в детях? Возможно, какие-то ответы на эти и другие вопросы могло быть дать знакомство с нынешним финансовым состоянием компании «Чистый город». Каков, например, был объем заемных банковских средств при реализации проекта застройки Древлянки-8, не возникает ли сейчас у компании необходимости в перекредитовании… Но это, увы, не публичная информация. Хотя, возможно, детали смогут выяснить правоохранительные органы. Тогда, глядишь, ситуация – действительно ли кто-то просто решил заработать на детях? — окончательно прояснится.