Командир атомохода «Карелия»: мы защищаем рубежи нашей родины

Игорь Степаненко рассказал студентам ПетрГУ, чем питаются подводники, почему Запад нас боится и в чем прелесть службы на корабле.

Командир атомной подлодки «Карелия» Игорь Степаненко рассказал студентам ПетрГУ, чем питаются подводники, почему Запад нас боится и в чем прелесть службы на корабле. После встречи некоторые студенты выразили готовность пойти служить на подлодку, правда, только тогда, когда там появятся девушки. А пока молодежь готовится посетить атомоход с экскурсией.

Недавно в Петрозаводск приезжал знаменитый летчик-космонавт рекордсмен Сергей Крикалев. Он говорил курсантам и студентам, что в мире есть две самых сложных и ответственных профессии: космонавт и подводник. Вторые этого не отрицают. Во вторник об опасности и сложности работы подводников воспитанникам петрозаводского университета рассказал командир атомохода «Карелия» Игорь Степаненко.

Такое название лодка получила 14 лет назад, когда между кораблем и нашей республикой был заключен шефский договор. Сейчас «Карелия» базируется в городе Гаджиево в Мурманской области. Однако, по словам Сергея Крикалева, даже у себя на базе она остается грозным оружием и щитом, которого боятся.

— Вы знаете, какая сложная политическая ситуация складывается в мире, у наших границ, на Юго-Востоке Украины. Санкции санкциями, но пока никто из наших политических коллег в Европе от слов к делу не переходит. Только по одной причине: у нашей страны большой мощный ядерный флот. «Карелия» тоже входит в число лодок, которая защищает рубежи нашей родины. У нас на борту находится сильное оружие — баллистические ракеты. Они могут  поразить любой объект на территории вероятного противника даже находясь на своей базе. На Западе об этом знают, поэтому боятся и уважают, — рассказал студентам капитан корабля.

По его словам, обслуживают эту мощную подлодку такие же молодые ребята, как наши студенты. Всего на борту находятся около 150 человек, которые раз в 4 часа заступают на вахту, а находясь на базе, работают, как обычные люди, с 9 утра до 6 вечера. Их кормят четыре раза в день, при этом на ужин обязательно положен бокал красного вина и шоколадка. Наших студентов, впрочем, сладкое интересовало меньше, чем присутствие на корабле девушек.

— Девушки к сожалению на борту не служат. Пока их не готовят ни в одном институте страны. Однако своих плюсов такой службы предостаточно. Например, прослужив пять лет, можно взять квартиру в ипотеку, которую будет оплачивать Министерство обороны. Чтобы стать матросом и получать 50-60 тысяч рублей, достаточно прийти в военкомат. Полагается отпуск два месяца, бесплатный санаторий, льготы, — рассказал Игорь Степаненко.

Сам капитан из офицерской семьи, поэтому и профессию выбрал соответствующую. После школы поступил в военно-морское училище, и ничуть не жалеет об этом решении. Сейчас он руководит огромным экипажем, на суше проводит свободное время с семьей, а в море читает Ирвина Шоу, смотрит фильмы и играет в компьютерные игры.

— Чтобы было понятно, как выглядит наша «Карелия», представьте лодку длиной в футбольное поле, а высотой с пятиэтажный дом. Мощности ее хватит, чтобы Петрозаводск обеспечить электроэнергией. Наши лодки могут не всплывать на поверхность несколько лет благодаря атомному реактору. Автономность ограничена только запасом еды. Сейчас мы погружаемся максимум на три месяца. Самое дальнее расстояние, на которое я плавал — северная часть Гренландского моря. Сложнейший переход подо льдом без возможности подняться на поверхность, — рассказывал студентам командир.

Конечно, учащиеся ПетрГУ поинтересовались судьбой печально известной подлодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море в августе 2000 года. Игорь Степаненко еще раз подтвердил официальную версию случившегося и добавил от себя, что причина трагедии — непрофессиональное действие экипажа, человеческий фактор.

Журналисты спросили супругу капитана, которая также присутствовала на встрече, как она относятся к опасностям профессии мужа.

— Мы с сыном очень гордимся мужем и отцом. На встрече в детском доме девочка девяти лет спросила, не страшно ли мне. Очень страшно. Муж говорит о безопасности, но я была на этой лодке. Разум говорит, что все это вроде бы надежно, но сердце… Я до сих пор не знаю, как она работает, как всплывает и погружается. Единственное что я знаю: мы всегда его ждем, — поделилась с нами жена командира «Карелии».

В завершении встречи со студентами, Игорь Степаненко сокрушался, что на его корабле с таким символичным названием до сих пор не подают блюда карельской кухни. Капитан обещал исправить это недоразумение и включить в меню хотя бы карельские калитки. Кроме того, он пригласил студентов самим посмотреть на подлодку изнутри в ходе экскурсии, которую ребятам организует университет.

Хорошие карельские книги. Почти даром