Группа депутатов решила поставить под угрозу бюджетную безопасность Карелии?

Инициатива группы депутатов Законодательного собрания Карелии, которую многие их коллеги уже назвали популистской, может обернуться миллиардными потерями для региональной казны.

Инициатива группы депутатов Законодательного собрания Карелии, которую многие их коллеги уже назвали популистской, может обернуться миллиардными потерями для региональной казны.

Сегодня профильный комитет Законодательного собрания Карелии большинством голосов отказался поддержать инициативу нескольких депутатов, которая, по мнению Минфина республики, вступает в противоречие с заботой о бюджетной безопасности региона. Речь идет о законопроекте под названием «О единовременной выплате молодым специалистам в Республике Карелия». Под этой расплывчатой формулировкой скрывается более чем спорная идея группы парламентариев значительно увеличить расходные обязательства региональной казны. Причем без указания того, откуда дефицитный карельский бюджет возьмет эти средства. Но главное: законопроект обсуждается в парламенте уже не первый месяц, но из выступлений авторов так и осталось неясным, рассчитывают ли они всерьез на то, что предложенные ими меры дадут хоть какой-то эффект.

Суть предложения сводится к тому, чтобы единовременно выплачивать отправляющимся на село молодым специалистам определенную денежную сумму. Вначале говорилось о размере выплаты от 25 тысяч рублей. Эту инициативу раскритиковали депутаты из разных фракций, разглядев в ней популизм. Парламентарий Элиссан Шандалович даже предложил: «Надо попробовать дать депутатам 25 тысяч рублей и отправить в деревню, если они там сгодятся».

Но основную критику вызвал даже не размер компенсации, а то, что  в принципе подобные инициативы не способны решить проблему с нехваткой молодых кадров на селе. Не согласные с законопроектом парламентарии приводили конкретные примеры: в частности, практику последнего времени, когда медицинских специалистов пытались зазвать в глубинку гораздо более высокими выплатами, в 1 миллион рублей. Но и эта программа не возымела ощутимого результата: медицинских кадров на селе, и далеко не только в Карелии, все равно не хватает. Как отмечали парламентарии, здесь и общая тенденция к урбанизации населения, и гораздо более высокие требования, которые есть у нового поколения к бытовой инфраструктуре, досуговым возможностям и прочее. Так что упрощенный подход – дадим молодежи денег, и она поедет в деревню – не работает, и это всем понятно. Поэтому, отмечали критики законопроекта, надо всем депутатам и фракциям совместно продумать предложения по комплексному решению проблемы, как лучше использовать возможности федеральных и региональных госпрограмм по развитию села, а не безответственно увеличивать расходы бюджета, когда каждая копейка в региональной казне на счету.

Но авторы идеи этих замечаний, очевидно, так и не услышали. И поступили ровно наоборот – по сути, ничего не изменив в своем подходе, предложили… увеличить размер выплаты в 10 раз. Может быть, это и вызвало бы понимание у их коллег, если бы инициаторы законопроекта указали, откуда взять деньги. По оценкам республиканского Минфина, цена вопроса может составить до 350 миллионов рублей. Это, отметила заместитель министра финансов Светлана Алексеева, сумма, сравнимая с той, что идет, к примеру, на содержание всей сети государственных учреждений культуры за год. Что же предлагают авторы законопроекта? Изъять средства у музеев и библиотек? Или, может быть, у многодетных семей, у детей-инвалидов? Ведь никаких «лишних» денег в казне нет, для того чтобы кому-то что-то еще дать, надо у кого-то что-то отнять. Или предложить какие-то свои гениальные методы, как в одночасье резко увеличить доходы казны, чтобы хватило всем – и депутатам на зарплаты, и многодетным семьям на пособия, и молодым специалистам на выплаты.

Никаких подобных идей и предложений от авторов законопроекта на заседании комитета не прозвучало. Судя по всему, вопрос финансово-экономического обоснования (которого, очевидно, нет) своей инициативы они вообще предпочитают не обсуждать. Аргументы звучат более чем странные. Например, как следует из высказываний депутата Эмилии Слабуновой, не стоит опасаться таких огромных трат, потому что все равно столь большого количества желающих поехать в глубинку не наберется. В унисон высказалась депутат Галина Васильева: дескать, пусть не сотни молодых специалистов, пусть не в 2015 году… Но 10-20 человек на село выплата, может быть, привлечет. Когда-нибудь.

Позвольте, но причем тогда здесь «решение проблемы с нехваткой молодых специалистов на селе»? Ведь вроде бы это заявлено как цель законопроекта? Или цель какая-то иная – например, политический пиар? Или того больше – разбалансировка бюджета, создание ситуации, когда региональная власть не сможет выполнить свои социальные обязательства? И вытекающий из этого, скажем мягко, рост социальной напряженности в республике?

А ведь это единственный «эффект», который, похоже, дала бы такая инициатива в случае ее одобрения депутатским корпусом. Все последствия подобного решения подробно объяснила Светлана Алексеева. По ее словам, законопроект увеличивает ту расходную часть бюджета, которая относится к публичным нормативным обязательствам. То есть первоочередным расходам, которые в случае их принятия сокращению не подлежат. Значит, все разговоры о том, что, мол, если молодые специалисты на село не поедут, то неистраченные деньги можно будет направить на что-то еще, они либо от лукавого, либо просто от непонимания бюджетного законодательства?

— Говорится, что эти расходные обязательства, возможно, не на 2015, а на 2016 год. Но давайте не забывать, что бюджет у нас принимается на три года. Мы прекрасно видим все характеристики, — сказала Светлана Алексеева.

Она напомнила депутатам (которые сами же и принимали проект о бюджете во втором чтении), что республика взяла на себя обязательство к концу 2016 года прийти с коммерческим долгом 50% от доходов бюджета. Именно на этих условиях Карелия смогла получить бюджетный кредит в 3,5 миллиарда рублей, заместив им гораздо более дорогие заимствования банков. Сейчас карельские финансисты работают с Минфином России по дальнейшему замещению коммерческого кредита, а также получению дотации до конца этого года. Что будет, если в этих условиях вместо сокращения расходов, максимально эффективного использования бюджетных средств регион станет, наоборот, бюджетные обязательства увеличивать? Это может сорвать всю работу с Минфином России и правительством РФ  по оказанию дополнительной финансовой помощи Карелии, убеждала Светлана Алексеева.

Все логично: действительно, если республика может позволить себе раздавать по сотням миллионов рублей дополнительно разным нуждающимся категориям граждан… А их ведь на самом деле много, далеко не только молодые специалисты. Что, те же матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами отказались бы от десятикратного увеличения пособий?  В общем, если республика может себе это позволить, даже не затрудняясь просчитать адресность такой поддержки, ее ожидаемые результаты – значит, неплохо она живет и без помощи федерального центра.

Конечно, хотелось бы, чтобы это было так, но какова реальная ситуация, мы все знаем. Меры по стимулированию молодых специалистов, безусловно, важны (и они заложены в госпрограммах), но на других весах – бюджетная безопасность, основа которой – сбалансированность доходов и расходов, добавила Светлана Алексеева. Большинство членов парламентского комитета эту позицию услышали и предложенный коллегами вариант законопроекта не поддержали. Потому что те риски, о которых говорила замминистра, могут обернуться для Карелии миллиардными потерями. Из каких бюджетных статей, из чьих зарплат и карманов тогда предложат их компенсировать те, кто ратует за «счастье для всех, чтобы никто не ушел обиженным»?