Это всего лишь бизнес, детка

Петиции в Интернете: кому выгодно, чтобы вы нажали кнопку?

Петиции в Интернете: кому выгодно, чтобы вы нажали кнопку?

Сбор подписей в Интернете под всевозможными воззваниями, петициями, предложениями и обращениями сегодня – одно из весьма популярных дел. Под чем только, бывает, не предлагают подписаться! За то, чтобы остановить массовые убийства кенгуру, заставить одну из соцсетей ввести функцию «дислайк», а Обаму – раскрыть секрет приготовления эля, который он самолично варит в Белом доме (хобби такое). Российскому президенту еще и забавнее послания адресуют: как-то группа анархистов попросила отправить их на Марс для колонизации планеты.

Ну, большинство таких петиций — это, конечно, просто приколы. Хотя не исключено, что среди их авторов и не самые, мягко скажем, психически здоровые люди попадаются, которые на полном серьезе составляют послания. Медсправку-то для пользования Интернетом никто не требует. Но и самые нелепые воззвания своих подписантов все равно находят: люди в этом случае просто считают, что участвуют в какой-то смешной, забавной игре, таком виртуальном флешмобе. Но при этом не задумываются об одной, казалось бы, простой и очевидной вещи. Если какое-либо явление приобретает характер более-менее массового, обязательно найдутся те, кто захочет воспользоваться им в своих целях – коммерческих, идеологических, политических… Жизнь такая, никуда не деться.

То, что и в данном случае спрос быстро родил предложение, сомневаться не приходится. В глобальной сети развелось множество так называемых платформ, предлагающих гражданам оставить свое обращение именно у них. Себя эти ресурсы рекламируют по всем правилам: дескать, только размещенная у нас петиция дойдет до адресата, привлечет внимание к вашей инициативе, поможет найти единомышленников и «прогнуть изменчивый мир». Борются за клиентов жестко, не по-детски.

Вот и стоит поразмыслить: с чего бы это? С чего так много развелось в Сети подобных «помогаек»? Да все просто. Во-первых, на самом деле, «на гражданской активности» в Интернете можно делать неплохой бизнес. Об этом наглядно повествует история создания одного из самых популярных таких ресурсов, американского change.org.

Сразу скажем – этот тот ресурс, на котором местные «яблочники» сейчас собирают подписи под петицией за отставку главы Карелии Александра Худилайнена. Собственно, поэтому и интересно стало, что за сайт, да и вообще, как подобные ресурсы работают.

Создание change.org — типичная история американской мечты. Рос в Санта-Барбаре (по одноименному сериалу помните, наверное) мальчик Бен Реттри в хорошей семье среднего класса, мечтал банкиром стать, много денег заработать, а потом все бросить и уйти в политику. Дорос уже до последнего курса университета, а тут его младший брат возьми, да и скажи ему: «Я гей». Не просто сказал, а еще и пожаловался в том духе, что никто его не любит, никто не понимает. Бену стало очень стыдно, и он решил, что теперь он банкиром не будет, а будет бороться за то, чтобы геев любили и понимали. Ну и не только за это, а вообще за «социальные изменения» и «права человека». И создал свой change.org.

Но, поскольку брат жертвы социальной косности все-таки еще совсем недавно мечтал о большом деле на Уолл-Стрит, как-то так ненавязчиво получилось, что начал Бен тоже с денежной, практической стороны: разрабатывал механизмы сбора средств для некоммерческих и благотворительных организаций. А потом его осенило, что и с самих этих НКО можно плату брать за доступ к потенциальным клиентам, желающим пожертвовать на то или иное благое дело…

Закрутился, в общем, бизнес. Сейчас там уже огромные инвестиции и доходы, мощный международный штат. Как работает система? В свое время это подробно выяснило издание The Wired.

«Хотя каждый может организовать сбор подписей под своей петицией бесплатно, сайт зарабатывает большие деньги, используя данные людей, подписавших обращения», — отмечает оно.

Уже два года назад в распоряжении change.org имелись данные о 45 млн пользователей со всего мира (сейчас, естественно, еще больше). Мало того, аналитики изучают, под какими петициями человек склонен подписываться чаще всего. В защиту прав женщин – хорошо, берем на заметку. По проблемам образования или против абортов? Тоже фиксируем. Под обращениями политической или экономической тематики? Запомнили. Производятся расчеты, составляется персональный профиль…

«После того как петиция подписана, сайт отображает список спонсорских кампаний, каждая из которых имеет флажок выбора и надпись: «Держите меня в курсе этой кампании». Если пользователь отмечает такую петицию, его адрес электронной почты отправляется организации-спонсору, и change.org получает деньги. И когда пользователь подписывается на email-рассылку организации, это действие выводит его персональные данные за рамки политики конфиденциальности change.org, и организация получает возможность передавать (или продавать) его контактные данные.

Change.org не раскрывает, сколько денег зарабатывается на этих услугах, но генеральный директор и соучредитель Бен Реттри подтверждает, что некоторые спонсоры платят сотни тысяч долларов за поддержку кампании», — пишет The Wired.

На первый взгляд, повторимся, просто бизнес. Ну, вроде как коробит, конечно, что эксплуатирует чувства людей, которые хотят побороться с несправедливостью или что-то там изменить (или, по крайней мере, верят в это). Но такое наивное морализаторство в наше время, наверное, уже многим смешным покажется. Так что обойдемся без него и лучше вот еще над чем задумаемся: а реально ли, чтобы мимо такой мощной сети, такого источника персональной информации и влияния прошли мимо уже отнюдь не благотворители? Политики и политтехнологи (а также разного рода политические шулеры и гешефтмахеры), госструктуры, спецслужбы, наконец?

Да нереально, сомневаться в этом – это не наивность уже, а нечто большее. Например, известно, что среди платных клиентов change.org есть известная международная организация, получающая гранты от Госдепартамента США. И не одна она такая, разумеется. В Рунете change.org сейчас развернул обширную деятельность. Большинство людей при этом не осознают: собранные на подобных якобы «некоммерческих» бизнес-проектах подписи никакой юридической силы все равно не имеют. Мышкой можно кликать сколько угодно… Но все же остановитесь на секунду и поразмыслите: кому выгодно, чтобы вы сейчас нажали кнопку?