Читка. Что это?

Как в Петрозаводске можно попасть в театр, не заходя в театр? Могут ли открытые читки пьес считаться полноправным жанром современного театрального искусства? Кому они нужны?

Как в Петрозаводске можно попасть в театр, не заходя в театр? Могут ли открытые читки пьес считаться полноправным жанром современного театрального искусства? Кому они нужны?

В Петрозаводске набирает обороты свободный и демократичный вид театрального искусства — публичная читка. Актеры из разных театров города собираются вместе, чтобы читать на публику пьесы современных драматургов. Читают в самых разных местах. Иногда читка превращается в хороший камерный спектакль.

Олег Липовецкий:

«Что такое читка пьесы? Читка готовится режиссёром и профессиональными актёрами. Читка — это своеобразный спектакль. Нет декораций и костюмов, но есть ваше воображение. Нет мизансцен, но есть актёры, которые создают характеры персонажей. Есть текст, который оживает в речи артистов, есть мысль, которую стремится донести в своём разборе режиссёр. И есть Вы — уникальный зритель, который может высказать своё мнение в обсуждении, которое обязательно состоится после читки».

«Лавочники»

 

В Доме актера открылась «Лавка драматурга». Полное название проекта звучит так — LAV.КА драматург.OFF. Каждый месяц актеры собирают зрителей, чтобы представлять им пьесы и самих драматургов. В конце действия проходит обсуждение услышанного и увиденного.

В конце сентября здесь прошел спектакль-читка пьесы Евгения Бабушкина «Конечность». Драматург, специально приехавший на читку из Москвы, стал один из участников действия. В игровом пространстве для него была поставлена лавка, и зрители по лицу автора пьесы могли следить за тем, насколько точно актеры передают замысел творца.

Пилотный запуск «Лавки» оказался вполне удачным. И пьеса оказалась очень хорошей, и актеры точно попали в ее тональность. Организовал эту читку артист Театра драмы «Творческая мастерская» Юрий Максимов. В спектакле приняли участие Дмитрий Максимов из «ТМ» и актеры Театра кукол: Влад Тимонин, Марина Збуржинская и Наталья Васильева.

Юрий Максимов. Фото: из личного архива

Юрий Максимов,
актер, драматург, режиссер, создатель «Лавки драматурга»:

— История с пьесой «Конечность», которую мы прочитали для зрителей, — своего рода продолжение нашей, отдельной от государственного театра, работы. Правда, до сих пор актеры читали пьесы, написанные мной. Иногда читки у нас могли перерасти в спектакли-читки. Так случилось, например, с «Дорин Палмер». С этой работой мы собираемся поехать в декабре на фестиваль «Рождественский парад».

Сейчас мы представляем произведения молодых авторов, которые хотели бы принять участие в нашем проекте. Эти люди живут в разных городах и пишут в разных жанрах. Мы выбираем то, что нам интересно, разбираем материал, подбираем минимальный реквизит. В партнерстве с актерами выступает Сергей Шеляговский, который отвечает за свет и музыку.

«Лавка драматурга» для нас — проба пера, возможность регулярно пробовать новое. Мы читаем и играем, можно так сказать, для собственного удовлетворения. Иногда необходимо быть независимым от выбора, который делает театр, и действовать самостоятельно. Потом мы даем авторам шанс быть услышанным. Это очень важно.

Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «LAV.КА драматург.OFF.» социальной сети.

«Нетошники»

 

Арт-пространство Agriculture club в помещении кинотеатра «Калевала» каждый месяц предоставляет место для проекта «НЕ ТО» («Ночное единение театра и общества»). Встречи поздние, начинаются почти в полночь. Публика этому только рада. Интригу встреч творческая команда формулирует так: «Почему эта пьеса не будет поставлена в театре в ближайшее время? Есть ряд причин…  Если не догадываетесь о них, то придите и посмотрите сами».

Дебютом проекта стала читка пьесы Валерия Шергина «Концлагеристы». В ней приняли участие актеры Театра драмы «Творческая мастерская» Александр Галиев и Виктория Федорова, актеры Театра кукол Влад Тимонин и Олег Романов, а также Евгений Терских, Олег Липовецкий и Леонид Прокофьев.

Олег Липовецкий. Фото: из личного архива

Олег Липовецкий,
актер, режиссер, автор проекта «НЕ ТО»:

— Определённых временных рамок у нашего проекта нет. Он будет существовать столько, сколько позволят воля организаторов, предлагаемые обстоятельства времени и запрос от зрителя. Читка как театральная форма продвижения пьесы пришла в Петрозаводск четыре года назад вместе с конкурсом «Ремарка». «Ремарка», теперь признанная одним из лучших русскоязычных драматических конкурсов, была вынуждена покинуть Карелию из-за отсутствия желания сотрудничать у драматических театров Петрозаводска.

Мы делаем этот проект ночью и вне театрального пространства, чтобы не зависеть от расписания и репертуаров государственных театральных учреждений. Ночной формат привлекает молодёжь, а субботняя ночь в нашем сознании уже давно маркирована под время развлечений. Пусть это будет интеллектуальное развлечение — это же здорово! Плюс есть некий флёр причастности к тайне искусства и избранности. Мы проверили этот формат, и он отлично работает. Первая читка пьесы «Концлагеристы» прошла при абсолютном аншлаге.

Театральное искусство постоянно развивается, как и любое другое. При сплавах различных направлений в искусстве происходят очень интересные вещи. Читки пьес давно уже заняли свою нишу на театральном пространстве России. Чем объяснить их популярность? Во-первых, мне кажется, в наше время, когда человекам пытаются всё разжевать и вложить в рот, говорят, куда смотреть, что покупать, как поступать, людям просто нравится, что за них ничего не решают и позволяют работать их уму и душе. Во-вторых, артисты получают возможность попробовать себя в чём — то новом, недоступном для них в репертуарном театре, поработать в другой команде. Это отличный профессиональный тренинг. И, конечно, огромную роль играет незатратность этого жанра. На мой взгляд, да, это уже теперь отдельный театральный жанр со своими законами и выразительными средствами.

Ещё, наверное, в век массового искусства и производства, когда люди устали от того, что их превращают в безликую массу, зрителю важно, чтобы разговаривали именно с ним. На его языке. Я говорю о точном адресе спектакля. Театр — это разговор по душам, а не по телевизору. А дальше — у разного зрителя — разные запросы. И задача театра не только соответствовать этим запросам, но и создавать их. Работать со зрителем, растить и воспитывать его. И делать это можно только всем вместе. Это не сделать в рамках одного, даже очень хорошего, театра никогда.

Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «НЕ ТО. Ночная читка» социальной сети.