Борис Клюев: «Артист должен играть что угодно и где угодно»

Актер Борис Клюев рассказал зрителям в Петрозаводске о слабости режиссеров, комплексах актеров и о своем третьем пике популярности.

Государственный академический Малый театр вновь приехал с гастролями в Петрозаводск. Народный артист Борис Клюев встретился с публикой карельской столицы и рассказал о роли в сериале «Воронины», а также о своем отношении к современному театральному искусству.

По словам знаменитого актера, ему посчастливилось уже много лет играть в театре классику. В ней, считает Борис Клюев, есть история и характеры. А вот к современному вольному и подчас своеобразному переложению пьес актер симпатии не испытывает.

— Мне думается, это слабость режиссера, который не может вскрыть настоящий материал и прикрывается какими-то, как ему кажется, творческими приемами. Когда Олег Ефремов пришел руководить Художественным театром, начался развал. Я помню, как Ефремов вычеркивал строки из произведений Чехова, спокойно говоря, что это устарело и не нужно. Меня такое отношение тогда очень поразило, все-таки он известный мастер. Но потом я понял, что это, к сожалению, беспомощность. Такой подход не прибавляет зрительского интереса. Как правило, эти спектакли быстро умирают, они так и не находят форму жизни. Что сейчас делается в Александринском театре. Вдруг «Женитьбу» играют на роликовых коньках. Я не выдержал и ушел со спектакля.

Борис Клюев

Борис Клюев. Фото: Виталий Голубев

Зрители поинтересовались у актера, как он справлялся с волнением и страхом в начале своей карьеры. Оказалось, молодой Борис Клюев и краснел, и потел, и боялся. Будучи одним из лучших в своем выпуске, он думал, что готов к профессии. Но выйдя на большую сцену Малого театра, ощутил себя маленьким комариком, даже голос куда-то пропадал. Так у артистов развиваются чувство беспомощности и комплексы. Рецепт, по мнению именитого мастера, только один – идти и бороться, нарабатывать технику.

Как рассказал Борис Клюев, в его биографии были и такие моменты отчаяния, когда хотелось все бросить. По его словам, эти периоды в жизни зачастую связаны с личными переживаниям и так или иначе отражаются на работе. Актер считает, что лицедею всегда приходится стоять с протянутой рукой, дадут роль или нет. Это постоянное положение просящего.

— Когда в театре меняется руководство, меняются фавориты. Вдруг неожиданно тот, кто был на вершине, в течение двух лет вообще перестает играть. Я для себя быстро понял, так и будет, поэтому пошел в кино. Я сторонник того, что если нет работы в театре, ищи ее в кино. Не приглашают в фильмы, иди на телевидение. И потом всегда есть возможность выучить три стихотворения и поехать в клуб выступать перед пенсионерами бесплатно. Вы спрашиваете, как бороться с отчаянием? Рецептов, к сожалению, нет. Многие начинают пить, разговаривая об искусстве. Это излюбленная форма падения.

Борис Клюев

Борис Клюев. Фото: Виталий Голубев

Конечно, не обошлось без вопросов про сериал «Воронины». Героя Бориса Клюева с его знаменитой «египетской силой» публика действительно любит, образ Николая Петровича мало кого оставляет равнодушным. Актер рассказал, что благодарен за эту роль. Она принесла ему третий пик популярности и телевизионную премию «Тэфи» за лучшую мужскую роль.

— Я к съемкам в сериалах отношусь спокойно, это моя работа. Я актер театра и кино, как написано у меня в дипломе. Артист должен играть что угодно и работать где угодно. Я не отношусь к категории людей, которые говорят: «Ну, нет, что вы. Как это возможно, боже мой, какой кошмар, как в этом можно сниматься?!». Я вам скажу честно, лукавят эти люди, их не приглашают, поэтому появляется такая форма защиты. Николай Воронин – это собирательный образ. Я очень рад, что мне удалось создать такой типаж, который сейчас очень популярен в народе, особенно его выражения. Вот недавно нам прислали письмо школьные учителя, чтобы я убрал слово «хрень», оказывается, ученики стали повторять. То есть это пришло в народ, значит, интересно. Сериалов много, но они все тихо умирают, а наш живет уже 5 лет. Безусловно, я не имею никакого отношения к образу Воронина, я интеллигентный, воспитанный человек. Когда создавал героя, вспомнил всех дядей своих, московский двор, где вырос. Николай Петрович может показаться грубым, хамоватым, но когда нужно, будет бороться за семью. Это на всех нас похоже, таков русский человек: в беде не помогут, а в войне победят. Кстати, меня долго утверждали на эту роль, говорили, что Клюев не может играть такой жанр, потому что он очень серьезный артист. Вот пусть они теперь скажут. Я постарался очень многое вложить в этот образ.

В конце встречи по просьбе одного из зрителей Борис Клюев порадовал публику курьезными историями рабочих будней. По словам актера, театр славен оговорками, они-то порой и становятся сюжетом для очередной байки.

— Это произошло во время спектакля «Чайка». По сценарию перед зрителем следующая картина: все герои сидят, вдруг за кулисами раздается выстрел, выходит доктор и говорит: «Константин Гаврилович застрелился». И вот мы сидим, ждем выстрела, а его нет. Время тянется, разговаривать уже не о чем. Каждый понимаем, что произошла накладка, начинает импровизировать, но, как правило, неудачно. Наконец в самый неподходящий момент на сцене появляется доктор и говорит: «Константин Гаврилович повесился». И вдруг раздается выстрел. Доктор добавляет: «Ну, а потом застрелился».

А после баек публика настояла, чтобы Борис Клюев прочитал несколько стихотворений. Так в стенах карельского Дома актеров прозвучали произведения Александра Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и Михаила Лермонтова «Дай бог, чтоб вечно вы не знали» в исполнении мастера классического театра.

Борис Клюев

Борис Клюев. Фото: Виталий Голубев