(Не)лишние деньги: как мошенники «чистят» банковские карты жителей Карелии

По сравнению с началом прошлого года количество фактов мошенничества в Карелии увеличилось вдвое. Аферисты притворяются сотрудниками банков, взламывают чужие аккаунты, используют даже ситуацию с коронавирусом, чтобы выманить деньги у доверчивых граждан. «Республика» решила еще раз напомнить читателям, как действуют злоумышленники и чего не надо делать, чтобы не лишиться сбережений.

За первые три месяца года почти 800 жителей Карелии стали жертвами мошенников и лишились в общей сложности 12 миллионов рублей. Цифры более чем впечатляющие: за тот же период 2019-го, например, таких преступлений было зарегистрировано всего 385.

Режим всеобщей самоизоляции усугубил ситуацию: сказывается и отсутствие социальных контактов, и тот факт, что многие магазины закрыты и многие покупки приходится делать онлайн. Да и сама угроза распространения опасной инфекции — дополнительный рычаг, на который давят злоумышленники, пытаясь выманить деньги.

В полиции не устают повторять: чем больше знаешь об уловках аферистов, тем меньше шансов пополнить ряды их жертв. Поэтому «Республика» решила подготовить путеводитель по самым распространенным способам дистанционного мошенничества и еще раз напомнить, где искать подвох.

Мошенник

«Вас беспокоит служба безопасности банка»

В топе излюбленных приемов дистанционных мошенников — притвориться сотрудниками кредитного учреждения и сообщить «клиенту», что с его счетом происходят подозрительные операции. После этого доверчивый гражданин, как правило, сам предоставляет доступ к своему счету: сообщает номер банковской карты, CVC-код, коды из СМС. Вот только вместо того, чтобы обезопасить сбережения, лишается их.

Подчас люди, считающие, что говорят со службой безопасности или сотрудником полиции, берут на свое имя кредиты, которые тут же оказываются на счетах мошенников, а человек остается с огромными долгами.

В минувшие выходные на эту уловку попались сразу десять жителей Карелии.

По материалам пресс-службы МВД Карелии:

52-летней петрозаводчанке однажды днем позвонил неизвестный мужчина. Он представился сотрудником банка и сообщил, что мошенники пытаются провести по ее счетам неправомерные транзакции. Чтобы спасти сбережения, он посоветовал перевести деньги на безопасный резервный счет. Петрозаводчанка отправилась к банкомату, сняла наличность, а затем перечислила ее на номера телефонов, которые назвал собеседник. После этого связь с ним оборвалась. Женщина лишилась 257 000 рублей.

По такой же схеме действовали мошенники, позвонившие 72-летней жительнице карельской столицы. Женщину ввел в заблуждение строгий тон лжесотрудников банка, обилие информации и специальных терминов. Жертва не успела опомниться, как перевела на счета аферистов более миллиона рублей.

Что делать, если вам звонят «из банка»? Ни в коем случае нельзя выполнять указания собеседников, передавать им какую-либо личную информацию, особенно реквизиты счета и коды из СМС. Лучше всего сразу прервать разговор и позвонить в службу по работе с клиентами, телефон которой указан на обороте вашей банковской карты. Там можно получить достоверную информацию о том, что происходит со счетом.

«Самое выгодное предложение»

Еще одна распространенная схема мошенничества связана с продажей товаров через интернет. Тут инструменты могут быть самые разные: поддельный сайт онлайн-магазина, заманчивые объявления о продаже вещей по очень низким ценам на Avito и других подобных площадках.

Заинтересованный покупатель связывается с «продавцом», тот просит перевести предоплату, а получив деньги, исчезает вместе с мифическим товаром. Или же «продавец» отправляет клиенту ссылку якобы на платежную систему и с ее помощью выманивает данные карты, а потом похищает со счета сбережения.

По материалам пресс-службы МВД Карелии:

Предпринимательница из Петрозаводска нашла в интернете объявление о продаже антисептика для рук и решила купить его для своих сотрудников. «Продавец» запросил за товар 60 тысяч, а поскольку он живет в Костомукше, попросил также заплатить 800 рублей за доставку. Женщина согласилась и перевела нужную сумму, после чего связь с продавцом оборвалась.

26-летняя петрозаводчанка решила купить игровую приставку по объявлению, которое нашла в интернете. Она связалась с «продавцом», чтобы обсудить детали. Тот предложил перейти по ссылке, чтобы перевести нужную сумму, и девушка перевела неизвестному 13,5 тысячи. Буквально через пару минут, однако, тот сообщил, что передумал продавать приставку и готов вернуть деньги.  Правда, не прямым переводом на карту, а опять же с помощью ссылки. Девушка вновь проделала знакомые операции, но вместо обещанного перевода с ее карты вновь списали 13,5 тысячи рублей. После этого собеседник перестал отвечать на звонки.

Как обезопасить себя при совершении покупок через интернет? Не стоит верить на слово неизвестным и переводить им деньги до получения товара. Кроме того, нельзя использовать для платежей подозрительные ссылки и уж тем более сообщать информацию о своей банковской карте. Кроме того, стоит насторожиться, если продавец (особенно в случае с интернет-магазинами) предлагает сильно заниженную по сравнению с конкурентами цену. Если что-либо в обстоятельствах сделки наводит на подозрения, лучше отказаться от покупки и поискать более надежное предложение.

«Хочешь получить бонус от банка?»

Третий популярный у мошенников сценарий — взломать чей-нибудь аккаунт в соцсетях и от имени пользователя отправлять его друзьям заманчивые предложения. Самое распространенное из них — денежный бонус от банка, для получения которого нужно предоставить данные банковской карты. Часто на такие уловки ведутся пожилые люди, думая, что общаются со своим знакомым и бояться нечего.

По материалам пресс-службы МВД Карелии:

В один из мартовских вечером 72-летняя жительница Петрозаводска переписывалась в соцсети с приятельницей. Та рассказала, что недавно банк подарил ей пять тысяч рублей, и предложила тоже получить такой бонус. Петрозаводчанка ответила, что не очень хорошо владеет интернетом и вряд ли сама разберется с процедурой. Приятельница предложила свою помощь, а заодно пообещала оплатить за подругу услуги ЖКХ. Для этого ей нужны были только данные банковской карты и коды, которые придут в СМС. Петрозаводчанка передала нужную информацию, а после обнаружила, что с ее счета пропали 152 000 рублей. Аккаунт приятельницы оказался заблокирован.

Похожее предложение получила 62-летняя жительница поселка в Прионежском районе. Только с ней по телефону связались мнимые представители банка: они предложили воспользоваться бонусной программой и даже назвали номер счета женщины. Пенсионерка не заподозрила ничего дурного и дала неизвестным доступ к карте, с которой пропали 70 тысяч.

Что делать, если данные банковского счета просят знакомые люди? То же, что и в случае с незнакомцами: не передавать реквизиты карты, не сообщать секретный код с обратной стороны карты и коды из СМС — доступ к этой информации должен быть только у владельца счета. Если вам приходят подозрительные сообщения в соцсетях, перезвоните собеседнику и уточните, не был ли взломан его аккаунт.

«Нарушаем?»

Пандемия коронавируса подкинула мошенникам еще несколько вариантов для выманивания денег. Один из них — сообщения о штрафах, которые якобы должен заплатить человек за нарушение режима самоизоляции. Их аферисты рассылают через СМС и через соцсети.

Одно такое сообщение от мошенников недавно получила петрозаводчанка Юлия Свинцова. Она опубликовала пост на своей странице с призывом жаловаться на такие аккаунты в техподдержку.


В МВД Карелии подтвердили, что полиция не работает с гражданами подобным образом и не штрафуют граждан за нарушение режима самоизоляции на основании данных геолокации. Граждан просят быть внимательнее, чтобы на волне всеобщей тревожности из-за коронавируса не лишиться не только нервов, но и денег.