Нацбанк Карелии предупреждает о мошенниках, которые используют современные технологии

Когда звонят злоумышленники, телефон потенциальной жертвы может высветить настоящий номер горячей линии банка. Перезванивать на него опасно.

Национальный банк Карелии предупреждает о участившихся случаях телефонного мошенничества. Что важно — злоумышленники стали использовать для обмана современные технологии.

Сценарии таких звонков, как правило, похожи. Часто звонят ночью, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Мошенник представляется сотрудником банка (или службы безопасности) и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Злоумышленники всегда говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра.

При этом они всегда требуют действовать без промедления в целях сохранения денег на карте. Например, говорят, что в целях безопасности карту нужно немедленно заблокировать, иначе деньги с карты прямо сейчас уйдут к мошенникам. Для этого просят сообщить все реквизиты карты, коды доступа или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Нацбанк просит не поддаваться панике.

– Если у банка действительно появляются сомнения в отношении операции, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и осуществит перевод, – сообщает Национальный банк.

Также Нацбанк советует при поступлении звонка от людей, представляющихся сотрудниками банков, установить, откуда именно вам звонят. Необходимо спросить фамилию, имя, отчество, название подразделения. Стоит также сказать, что в данный момент вам неудобно разговаривать – вы свяжитесь с ним позже.

– Позвоните по номеру горячей линии банка, указанному на банковской карте, и попросите соединить с тем сотрудником, который вам звонил. Не перезванивайте, даже если у вас на телефоне высветился именно тот номер, который указан на банковской карте, а наберите номер вручную. Мошенники всё чаще используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего, при этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Такие лжесотрудники банка обращаются к вам по имени и отчеству, могут назвать фамилию, и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, – комментируют в Нацбанке.

Как только мошенники узнают нужную информацию, они получают доступ к счету и снимают с него деньги. В случаях, когда клиенты сами сообщают преступникам персональные данные и реквизиты карты (CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды), вернуть деньги через банк, скорее всего, не получится.

В Банке России отмечают: число случаев, когда мошенникам удалось получить персональные данные, растет. Доля совершенных незаконных операций увеличилась с 92% в 2017 году до 97% в 2018 году. В СЗФО в 2018 году зафиксировано 9 183 случая несанкционированных операций с банковскими картами на общую сумму 17,2 млн рублей.