Медвежьегорск в двух зданиях

Как сталинский стиль и античные образы переплелись в карельском городе с нелепой современностью. Эссе Саши Мнишека об архитектуре.

Как сталинский стиль и античные образы переплелись в карельском городе с нелепой современностью. Эссе Саши Мнишека об архитектуре.

Медвежьегорск. Этот город рождает весьма странные впечатления. В целом сдержанная архитектура как бы выплескивает из совдеповской серости несколько любопытных строений, которые отбрасывают стороннего созерцателя в другое, даже возможно несуществующее, время. На фоне непретенциозных хрущевок и тополей, настолько приевшихся глазу обывателей, возвышается громада гостиницы Беломорско-Балтийского канала. Своеобразный триптих, собранный воедино. С высокой башней посредине и более низкими боковыми частями, он схож с пароходом, чего, надо полагать, и добивался архитектор, дабы подчеркнуть связь со своим названием. Простота отдельных элементов вкупе с оригинальностью формы красноречиво говорит о времени создания произведения. Колоннадные ряды, как аллюзии на античность, намекают на грядущие золотые века, которых ждали, о которых пели и которые (казалось бы) были уже не за горами. Если проникнуться этими чувствами, то сталинский стиль перестает угнетать и пугать и переносит, минуя саму эпоху, сразу туда – в светлое будущее. Монументально-скромный, пафосно-сдержанный, урбанистически-возвышенный, противоречиво-ортодоксальный дух символически соединяет мечту и реалии тридцатых годов минувшего века. Отсюда и несоответствия и некая «нездешнесть» и даже потусторонность, в коем духе представляются декорации тоталитарных антиутопий Замятина, Оруэлла, всплывает “Brazil” Терри Гиллиама. Футуристический консерватизм гостиницы, исполненный человеческих чаяний и лучших порывов, – именно потому, что сознание начиняет эти формы собственными идеалами, назвал я такое будущее «светлым», – дополняет здание соседствующего с ней театра. И только рекламные щиты и вывески, оповещающие, что теперь здесь находится какой-то там торговый комплекс, возвращают нас к нелепой современности, в свете чего даже советская эпоха, — по крайней мере период строительства ББК и самих этих поистине шедевров — кажется не менее иллюзорной, чем наши фантазии.

Впрочем, еще больше пространства для игры воображения предоставляет архитектура железнодорожного вокзала города Медвежьегорска. Это место можно по праву считать точкой отсчета, а лучше отправной точкой, в плане зарождения и развития станции Медвежья Гора (как она по сей день и называется в расписаниях движения поездов) до районного центра. Первая тому причина сквозит из уже написанного выше – город изначально являлся станцией. Вторая – это форма здания, форма паровоза (примитивный символизм возвращает к гостинице ББК). Ну а третья, понятное дело, — сам факт того, что в основном отсюда начинается путешествие гостей города и района. При всем вышеизложенном касательно здания, исполнено оно в виде церкви в так называемом ложно-русском стиле. Что в былые времена весьма путало проезжих, кои завидев купол (он же труба «паровоза») начинали креститься и кланяться. Созданный в 1916 году Петербуржским архитектором Р.М. Габе вокзал выглядит сейчас лишь немного видоизмененным. Всё это, вкупе с тем, что построен он из дерева, может натолкнуть на мысли о несоответствии функционального предназначения здания вплоть до бредовой противоречивости (при некоторой любви к чрезмерным измышлениям). Однако есть один сглаживающий момент в архитектуре всего города. Это простота. Ненавязчивая и гармоничная простота форм снимает излишнее напряжение придает впечатление игрушечности… Представьте ребенка, который складывает из кубиков город, а когда кубики кончаются, он говорит: «А это будет вокзал!» И ставит рядом с домами пластмассовый паровоз, для пущей солидности водрузив на трубу деревянный конус. Пароход, тем временем, становится гостиницей. Кукла может стать памятником… теперь всё может стать всем…

Это экскурсия по Медвежьегорску описанная в двух зданиях. Я сознательно хотел отбросить объективности и описать ощущения, которые оставляет город (а не только два этих сооружения) в моей душе. Здесь я был всего несколько раз и всегда проездом. Последняя на нынешний день поездка была организована моей хорошей знакомой, работником Национального музея Петрозаводска, и не ограничивалась вышеописанным. Были еще посещение ББК, ДЗОТов и ДОТов близ Повенца, а так же урочища Сандормох, с недавних времен известного своей трагической и страшной историей… Об этом постараюсь так же написать, но опять же избегая исторической, топографической и т. п. информации. При необходимости – гуглите.